В наше время далеко не каждый рядовой постсоветский зритель отличит масштабную экранизацию «12 стульев» Гайдая от одноименной телепостановки Захарова.
А уж то, что Бендера играл не только Андрей Миронов, но еще и Арчил Гомиашвили, знают лишь истинные киноманы советского периода. Кису же Воробьянинова упорно приписывают только Анатолию Папанову, хотя у Гайдая его блистательно сыграл Сергей Филиппов.
И его Кыся куда как интереснее папановского. У Папанова Кыся по-бабьи истеричен. Филиппов же создал не столь жалкий и куда как более глубокий образ.
Наталья же Крачковская — это единственно возможная «знойная женщина мечта поэта». О том, что у Захарова мадам Грицацуеву сыграла Лидия Федосеева-Шукшина, знают лишь самые маститые киноведы.
Эти две экранизации одной и той же книги вышли с разницей в пять лет. Гайдай выпустил свои «Стулья» в 1971, а Захаров свои — в 1976. Сегодня мы из-за «Угрюм-рек» с шестидесятилетней разницей в годе выпуска копья ломаем, а тут всего каких-то пять лет.
Зачем чиновникам от кинематографа понадобилось так частить — вопрос вопросов и, должно быть, какая-то интрига и некие подковёрные войны. В результате же битва Бендеров продолжается до сих пор.
Кто-то считает Остапа в исполнении Миронова — эталоном на все времена и яростно противится Остапу Гомиашвили. А для кого-то Остап от Захарова и Миронова — верх вульгарщины и водевильной безвкусицы и единственно возможный Бендер — это гайдаевско-гомиашвильский вариант.
Сами же экранизации настолько визуально разные, что различить их можно с самых первых кадров: Гайдай снимал на натуре, а Захаров — в павильонах.
Но при этом многие уверены, что именно у Захарова отец Фёдор рубит стулья на берегу бушующего море-океана. На самом же деле эпическое изничтожение гарнитура генеральши Поповой происходит у Гайдая. У Захарова же отец Фёдор разрубает всего один стул, да и тот в павильонном дворике инженера Брунса.
Не стоит забывать, что наш кинематограф породил еще двух Бендеров — Остапа Сергея Юрского и Остапа Олега Меньшикова. При этом Остап Юрского и был самым первым нашим Остапом, который появился в 1968 году, за три года до гайдаевского. Но это экранизации «Золотого теленка», продолжения «12 стульев».
Хотя многие критики считают, что Остап в «Золотом теленке» Ильфа и Петрова настолько мало походит на Остапа из «12 стульев», что это совершенно разные личности, которых кроме начальной сюжетной линии, имени и фуражки ничего больше не связывает.
Если же вы решили организовать себе кинозабег по Остапам, то начинайте с Остапа Гомиашвили и продолжайте Остапом Юрского. А уже потом переходите к версиям Миронова и Меньшикова.
Именно такая последовательность позволяет в полной мере и всем нутром прочуять, что такое разные художественные трактовки одного и того же литературного героя и произведения.
И все-таки Остап Андрея Миронова и на самом деле излишне водевилен, на грани вульгарности. Не так ли?