В минувший понедельник, 26 апреля на Первом канале стартовала одна из самых долгожданных премьер «По законам военного времени. Победа», то есть, четвертый сезон любимого зрителями сериала. Сегодня гостем нашего канала стал исполнитель главной роли майора юстиции Ивана Рокотова – Евгений Воловенко.
Добрый день, Евгений. Прежде всего, хочу вас поблагодарить за согласие дать эксклюзивное интервью авторскому каналу ДЗЕН «Мир кино Первого канала». Сегодня ваша фильмография достигла весьма внушительной отметки – 70 ролей. Но сейчас все вопросы будут посвящены исключительно пяти сезонам «По законам военного времени».
Премьера самого первого фильма состоялась 4 мая 2017 года, и вызвала большой общественный резонанс. Напомню, события трех прошедших сезонов поочередно происходили в Киеве (1941), Харькове (1942) и Одессе (1944). Когда четыре года назад транслировался показ первого сезона, вы уже знали о том, что в дальнейшем последует столь внушительное продолжение?
Алекс, добрый день! Взаимно, благодарю за возможность этого интервью. Мне приятно, что вы обратились именно ко мне. Да, снимался фильм изначально в Украине, в Киеве, потом в Харькове, в Черновцах, в Одессе и в какой-то момент, на второй части сезона друзья мои из Калининграда пошутили о том, что такими темпами доберемся и до Кенигсберга. Я поделился этой шуткой с Артемом Доллежалем – продюсером нашего проекта и, в итоге эта шутка постепенно реализовалась в жизнь. Мы приехали снимать в город Черняховск, изначально, Калининградской области. И четвертый сезон снимался именно там.
Когда сняли первую часть этого проекта, работа была действительно очень интересной, интересно прописанный детально сценарий. Максим Мехеда был режиссером первых двух частей этого проекта. Замечательно сработали, и фильм получился на удивление хороший. Правда, как мы знаем, после того, как его сняли, он два года пролежал на полке и только спустя два года вышел в эфир Первого канала. Конечно же, никто не ожидал такого резонанса от этого проекта. По словам продюсеров, они вообще взяли на себя риск снимать в том формате, в котором создана первая часть, немножечко возвращая зрителя в ту эпоху и атмосферно созданы были все возможности для того, чтобы через экран передать дух того времени, настроение того времени.
И мне кажется, усилиями всей съемочной группы, в частности художников, которые делали декорации и предоставляли реквизит для этой картины, режиссера, который, отчасти, мучил, наверное, нас, ведь порой снималось по двадцать шесть дублей одной какой-то сцены. И необходимо было, чтобы все совместилось в этом дубле, люди, машины, лошади. И не всегда это было, наверное, удобно для продюсеров, но, тем не менее, результат себя оправдал. Зрителю картина полюбилась.
И, конечно же, никто не ожидал, что будет продолжение. Видимо тот резонанс, который произвел этот проект, дал жизнь и возможность для съемок последующих частей. И более того, каждая новая часть всегда подразумевалась, как последняя. Никто не думал о том, что будет продолжение у этой истории. Но, тем не менее, так сложилось, что на сегодняшний день уже отсняты пять частей этого проекта. Сейчас полностью выходит четвертая часть.
По поводу пятой части пока информации нет. Поэтому для всех было сюрпризом, что будет продолжение и, конечно же, это всех порадовало, поскольку за эти годы наш творческий коллектив сплотился. И мы стали ближе друг другу. От этого в работе стало легче. Было приятно вот это вот ощущение поддержки, плеча и, отчасти, в каких-то ситуациях мы понимали друг друга без слов. Много было разного рода импровизаций, каких-то творческих подходов, когда сцены разбирались и переписывались с учетом нашего общего видения картины и действия в них наших героев. Это и вылилось в созданное продолжение! Есть зрительская любовь, что для нас, творческих людей, актеров, режиссеров, продюсеров, это всем, безусловно, очень приятно. Ведь картина любима зрителями.
Но и большое спасибо за это Первому каналу, который помог в осуществлении этой затеи, и тем, кто утвердил меня на эту роль. Изначально все это было достаточно сложно. Не с первых проб меня утвердили. Несколько раз я пробовался, и первые пробы были неудачными. Но спустя какое-то время меня пригласили повторно на пробы, где я оправдал надежды и ожидания. Для меня сложилось все удачно!
Максим Мехеда удивительный режиссер, несмотря на довольно таки юный для режиссера возраст. Его творческий подход к съемкам себя оправдал в том, что действительно первая и вторая часть отличаются, и там действительно больше динамики, больше сцен. Но на это также повлияло и множество других факторов.
Во-первых, это был стартовый проект. Изначально снимали его более продолжительный период времени, около шести месяцев. Тот график, который у нас был, соответствовал съемкам полнометражного фильма. У нас выработка в день составляла не более 4 минут. Для сериала это роскошь. Поэтому была возможность подготовить эти сцены, проработать их в деталях. Была возможность у всех, в том числе, и у художников, и у постановщиков, распределиться, отрепетировать и обратить внимание на все детали. Особенность режиссера Максима Мехеды – это очень внимательное отношение к мелочам и очень частое обыгрывание деталей, которые возможно даже не имели прямого отношения к сюжету. Но именно в этих деталях передавался, на мой взгляд, дух того периода, той эпохи.
Для меня лично это тоже было предметом особого комфорта, поскольку, приходя на площадку в какую-нибудь квартиру, вот этой еврейской семьи, где квартировал Рокотов, полностью происходило погружение в ту эпоху, в тот период за счет наполнения кадра. Все детали, вся мебель, отдельно какие-то предметы быта, все они соответствовали тому времени, все они были из той эпохи, что немало важно. То есть, этому уделялось очень серьезное внимание, вплоть до таких мелочей, как стакан граненный. Как вы знаете, он же несколько позже ту приобрел форму с этим сверху ободком. И использовать его в период того периода, который мы снимали, который сценарно был прописан в проекте, было бы неуместно. Ровно, так же, как и другие какие-то детали. Была оплошность, когда на стене висел портрет Сталина с погонами Генералиссимуса, но в тот период 1941 года, в котором происходит действие картины, Сталин еще не был Генералиссимусом, и большинство портретов у него были во френче. Поэтому это был небольшой ляп, на который сразу же обратили внимание. Старались следить за всеми мелочами.
Ведь Мехеда очень внимательно к этому относился, детально рассматривал и форму, и элементы этой формы. Дело в том, что сейчас очень много реконструкторов, которые между собой не всегда могут договориться. У всех есть разная информация по каким-то деталям форменным. В частности, например, у Рокотова и Елагиной в костюме присутствует планшет, эта кожаная сумка через плечо. При этом одни из реконструкторов нам пояснили, что носить ее нужно под ремень хлястиками, и в этом определенная особенность того периода. Другие этому противоречили, и говорили, что это не правильно. Но, тем не менее, как выяснилось, это было удобно в ношении и использовании этого планшета.
Так же, как и изготовка к стрельбе, и стрельба из стрелкового оружия, она тоже велась по другим правилам. Например, стрельба из пистолета осуществлялась с одной руки, на сгибе, и это соответствовало тому времени. Но, к сожалению, я, например, об этом узнал только к концу съемок первого сезона, и по привычке, исходя из современного представления о том, как держать правильно оружие при стрельбе, я тоже брал его обеими руками, подпирая левой рукой под обойму, под ручку пистолета. А как выяснилось, тогда такой стрельбы, таким образом, не производилось, это было не принято, это пришло позже с появлением американского тяжелого пистолета по весу. И просто его было необходимо придерживать обеими руками.
Также помню, был очень интересный случай на площадке при съемке второго сезона, который снимали в Харькове, где Рокотов открывает ящик стола, и видит, что ящик заминирован, там на растяжке была граната в ящике. И граната, естественно была бутафорская. Снимали этот кадр в рапиде, когда действие замедленное. И получалось так, что чека там не отпружинивала, а просто отваливалась. На что я обратил внимание, что это не правда, тем более что раз в рапиде таким макропланом снимается эта граната, то нужно, чтобы чека пружинила, отскакивала, как должна действовать в боевой гранате.
Остановив съемку, я попросил у Максима время, договорился с нашими пиротехниками, у ребят нашлась вот эта деталька, они починили эту чеку, сделали. Максим очень нервничал, поскольку на это понадобилось какое-то время. Он хотел оставить как есть. Но в итоге ребята помогли, упросили режиссера подождать немного, минут пять заняло это времени, которое ценно для съемочного процесса. Ребята быстро все переделали. И в итоге в кадре граната выглядит действительно по-настоящему. В рапиде, в замедленной съемке видно, как чека эта отскакивает, отпружинивает от гранаты и, конечно, может быть это не значительная деталь, но, тем не менее, наполнение такими деталями проекта, который снимал Максим Мехеда, на мой взгляд, очень добавило вкуса этому проекту.
Это как готовить, к примеру, борщ, то есть, все его готовят по-разному. Но в зависимости от того, кто, сколько бросит перца, каких-то специй, соли и т.д. вкус блюда получается различным. В нашем случае как раз получилось, что в этом общем нашем созидании от каждого по чуть-чуть, проект получился наполненным правдивыми деталями, правдивыми сюжетами, которые описывались. Старались объективно какие-то вещи обыгрывать. И без лубочного геройства этого всего – это заслуга режиссера.
По мнению зрителей, последний на сегодняшний день одесский сезон оказался менее динамичным, нежели первый и второй. Сразу же появилось мнение, что такое снижение зрительского интереса связано с уходом из проекта режиссера-постановщика двух фильмов Максима Мехеды.
На ваш взгляд, повлиял ли его уход на художественный уровень третьего фильма, и почему Максим Дрозд больше не участвует в проекте?
По поводу динамики! Изначально не планировалось продолжение этого проекта. И никто не знал, что будет такой резонанс у него. Поэтому на написание первой части было время, и была возможность проработать сценарий до деталей, до мелочей. Проработать и выстроить все диалоги, взаимоотношения между героями, линию развития персонажей, и прочее. Все последующие части были вынуждены снимать под последующий год, поскольку премьера у нас всегда выходила к 9 мая, ко Дню Победы. И поэтому время играло не на руку, из-за этого были какие- то просчеты, и в третьей части, и во второй были такие моменты, которые также снимал Мехеда. Были такие моменты, когда сцены приходилось переписывать уже непосредственно на площадке, потому что с учетом каких-то деталей, что-то не получалось, они где то не срастались.
И таким образом, пытались совместными усилиями что-то построить. Но поскольку общий скелет изначально был, и был задан сценарий, прописаны определенные герои и между ними линии взаимоотношений, то уйти далеко и кардинально от этого сценария было невозможно. Поэтому динамика третьей части немножечко угасла. Но это было связано также с техническими моментами, поскольку этот проект снимался уже за три месяца. И, конечно же, режиссер Евгений Серов снимал, тоже замечательный режиссер. Его особенность в том, что он акцент уделял на сцены без слов. Когда играли сцены глазами, чувствами, наполнением актера судьбой своего персонажа. Там есть много сцен, как в «Семнадцать мгновений весны». Помните, у Штирлица была встреча с женой. Когда сцена немая, но при этом, чувства, которые она передает, значительно сильнее, чем тысячи сказанных слов.
В этом плане Евгений Серов очень такой тонкий и чувственный человек, очень музыкальный. И подбор музыки тоже осуществлял он. А его дочь – музыкант, писала отдельные какие-то части для озвучивания третьей части событий в Одессе. Поэтому основная причина – в ограниченные сроки все писалось, видимо в этом основной просчет.
Но, конечно, если бы были возможности более долговременно и подробнее подойти к съемкам этого проекта, то наверно, это бы отразилось в лучшую сторону на качестве, как мне кажется, поскольку третья часть тоже стала неожиданным сюрпризом. Ведь подтверждения о том, что будет продолжение, пришло не сразу. И тот сценарий, который писался еще в более короткие сроки, нежели предыдущие. И поменялась сценарная группа, немного изменился состав.
Но, главное, Максим Мехеда вел этот проект изначально. У него была возможность подготовительного периода, и четкая возможность изучить все до деталей. У Евгения Серова такой возможности не было. Он начал проект не сначала. Он его взял уже в готовом варианте. Для человека, который включился в эту работу, это достаточно сложная задача. Проникнутся этими деталями, мелочами, тонкими гранями отношений между героями. Порой со своей стороны, актеры подсказывали режиссеру какие-то тонкие детальки, которые мы уже вели из первых двух частей. Например, это стало каким-то фирменным знаком – присказки у Федоренко, реакция Рокотова и Елагиной на эти присказки. Какие-то шутки по поводу того, что он блуждал в новых городах, хотя не подавал виду, и делал вид, что он знает прекрасно город, но, тем не менее, из за этого были какие то просчеты. Ведь он не мог найти нужный адрес и прочее. И эти детали были экспромтом. И обыгрывались уже в последующих частях благодаря тому, что мы – актеры об этом помнили и на этом делали акцент. Поэтому, там какие-то осечки наверняка были, плюс техническая сторона и ограничение по времени съемочного процесса тоже сыграло видимую роль.
Хотя, есть и огромный плюс! Третья часть снималась в Ростове и Таганроге. Ведь по причине политических изменений не получилось снимать в настоящей Одессе, поэтому мы снимали в Ростове и Таганроге. И люди, которые смотрели, которые знают Одессу, они даже не восприняли это, как другой город. Они удивлялись, как это мы так умудрились снять в Одессе? Поэтому, есть какие-то и положительные моменты. И при подробном рассмотрении, невзирая на немножечко угасшую динамику в развитии сюжета, за счет того, что было много лирическо-драматических моментов и немых сцен, мне кажется, что в каком-то аспекте третья часть выигрышно смотрится относительно других. Интересно играть такие сцены с печалью в глазах и с какими-то внутренними переживаниями. По актерски это интересная работа. И, на мой взгляд, те сцены, которые сейчас режут в отдельные какие-то видеоклипы, в Инстраграм, в соцсетях они распространяются. Мне кажется, что смотрится очень сильно, так берет за душу. Прямо отдельные сцены аж до слез.