227 подписчиков

СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

”Сикстинская Мадонна” – величайшая картина в мире!

Сикстинская мадонна, худ. Рафаэль Санти
Сикстинская мадонна, худ. Рафаэль Санти

При описании каждой Мадонны, о которой мы говорили, мы свободно использовали слова «чудесная, великолепная, прекрасная», но есть ещё одна, которая больше, чем все остальные, заслуживает всех этих хвалебных отзывов, и многих других в придачу. Это ”Сикстинская Мадонна” в картинной галерее Дрездена. Это была последняя картина, написанная от начала до конца собственно рукой Рафаэля. Картина должна была служить в качестве хоругви для монахов церкви св. Сикста (St. Sixtus) в Пьяценте, но её использовали в качестве запрестольного образа на алтаре. В 1754 году курфюрст Саксонии купил её за 40000 долларов, и она была привезена в Дрезден с большой пышностью и помпой. Люди, которые знают толк, в картинах, обычно соглашаются, что это величайшая картина в мире.

”Сикстинская Мадонна” – величайшая картина в мире!-2

Давайте взглянем на некоторые из тех вещей, которые она нам несёт — никто никогда не расскажет вам всего, так как по мере того, как идут годы и ваша жизнь обогащается радостями и отягчается горестями, вы будете находить всё более в этой божественной картине, и чувствовать больше, чем вы видите. Две зелёные занавески раздвинуты в стороны, и там, сходящая с облаков, Богоматерь в полный рост, несущая миру Дитя Бога. Это гораздо больше, чем мать с ребёнком, потому что вы замечаете взгляд Мадонны: в неясных контурах будущего она различает тёмные силы приближающейся кавалерии и славу воскрешения. И ребёнок, которого она держит — это не просто обыкновенный ребёнок. Он смотрит выше этого мира и заглядывает в вечность, и Его судьба не будет повторением судьбы обычного человека — по крайней мере, мы ощущаем всё это, когда смотрим как зачарованные на эту чудесную фигуру на фоне облаков и в окружении множества голов ангелов. Св. Сикст и мученица Варвара также стоят на небесах — на земле этого не увидишь. Св. Сикст очевидно осведомлён о великой тайне, старик полон обожания мирного и счастливого. Святая Варвара на другой стороне картины, очаровательна своею красотою: великость того явления, которого она свидетель, дала и её стану какое-то разительно величие. Но красота Варвары человеческая, именно потому, что на нём уже есть выражение понятное — она в глубоком размышлении; она глядит на одного из ангелов, с котором будто делится таинством мысли. также является свидетелем великого явления, дающего её стану ослеплена видением и, поражённая, отводит в сторону своё прелестное лицо. Изображение двух ангелочков — последнее прикосновение любви к такому чуду, как эта изумительная картина, если слово картина здесь вообще уместно.

Ангелочки на картине Сикстинская Мадонна
Ангелочки на картине Сикстинская Мадонна

Говорят, что картина была закончена сначала без этих ангелов, и добавлены они были позже, когда Рафаэль увидел, как два мальчика, положив руки на балюстраду, неотрывно смотрят на его картину.

Для этой картины в дрезденской галерее выделена отдельная комната, где самые несерьёзные забывают о болтовне, а вдумчивые люди сидят часами в молчаливом созерцании, околдованные волшебными чарами этой картины. Один человек выразился так: «Я мог бы проводить один час в течение многих лет, глядя на эту картину, и в последний день последнего года открыть в ней новые прекрасные черты, и снова, как в первый раз, испытать чувство радости».

Воскрешение, худ. Рафаэль Санти
Воскрешение, худ. Рафаэль Санти

В Риме можно было наблюдать интересное явление. Люди спорили о том. Кто из великих художников лучше: Анджело или Рафаэль? Мнения разделились. Кардинал де Медичи заказал две картины для собора в Нарбонне (Cathedral of Narbonne) во Франции, одну Рафаэлю, а другую Себастьяну Пьомбо (Sebastian Piombo), любимому ученику Анджело. Люди знали, что Анджело никогда не будет открыто соревноваться с Рафаэлем, но они также были уверены в том, что он будет ассистировать своему ученику. Сюжет, выбранный Рафаэлем, был «Воскрешение» (The Transfiguration). Но неожиданно, даже раньше, чем это последнее поручение было выполнено, волшебная рука была остановлена смертью. Картина, хотя она и была закончена учениками Рафаэля, это величайшее произведение. Спускающийся Господь представляет наибольший интерес в верхней, небесной части, в то время как отец со своим одержимым сыном притягивает к себе наше внимание в нижней, земной части. На похоронах эта картина висела в изголовье умершего художника, вокруг гроба стояли убитые горем друзья.