227 подписчиков

Рим встречает нового гения

Оглавление

И вот, в то время, когда Рафаэль рисовал своих круглолицых Мадонн, которые стоят, потупив взор, и брал уроки мастерства у великих флорентийцев, к нему пришла удивительная слава. Он был вызван в Рим самим Папой, и ему были предоставлены помещения Ватикана, которые он мог оформить так, как он пожелает.

Папа Юлий II, худ. Рафаэль Санти
Папа Юлий II, худ. Рафаэль Санти

Папой в то время был Юлий, и он был необыкновенно интересным человеком. Он был воином, который провёл много лет, отвоёвывая земли и города для церкви. Когда пришёл мир, он не переставал делать всё, чтобы возвысить церковь, поэтому всякий раз, когда до него доходила молва о хорошем архитекторе, художнике или скульпторе, он сразу приглашал их в Рим, чтобы те могли создавать свои великие произведения во славу церкви. Микеланджело уже приступил к работе над великолепным надгробием для него. Браманте, родственник Рафаэля, трудился не покладая рук, чтобы сделать церковь Святого Петра самой красивой церковью в мире. Теперь молодой Рафаэль должен был и дальше превращать в произведения искусства здания, принадлежащие церкви.

Юлий не претендовал на звание художника или учёного, однако он оказывал покровительство людям искусства: он всячески поддерживал художников и литераторов. Рассказывают, что когда Микеланджело создавал статую Папы для города Болоньи, художник предложил Юлию вложить книгу в протянутую левую руку, на что Папа резко возразил, почти в гневе: «Какую книгу? Скорее, меч — я не читатель!»

В предыдущие годы Флоренция представлялась нашему художнику самым красивым городом на свете, она поражала его своим великолепием, но теперь, в 1708 году, находясь в «вечном городе», он испытывал больше благоговейного трепета, чем когда он впервые узрел красоты на реке Арно. Здесь судебные палаты Юлия, величественные и мощные, вместе с такими произведениями искусства, как Святой Пётр, находящийся на стадии строительства, были всего лишь частью тех чудес, которые здесь можно было увидеть. Вдобавок ко всему этому, повсюду были разбросаны остатки древнего Рима: здесь ряд колонн — всё, что осталось от грандиозного храма, там разбитая статуя какого-то бога или богини, давно уже наполовину скрытая от взгляда; и вся земля вокруг настолько полна этих сокровищ, что надо лишь немного покопать, чтобы найти какое-нибудь спрятанное произведение искусства. Жители Рима также вполне осознавали тот факт, что они не только живут в удивительном настоящем, но что жизнь их таким же образом проходит в присутствии ещё более удивительного прошлого. Нам бы очень хотелось, чтобы вы, размышляя над этим, взяли фотографию римского Форума и обратили внимание на группы колонн, его триумфальные арки, его полуразрушенные стены. Тогда вы, несомненно, в полной мере сумеете ощутить, что чувствовал Рафаэль, когда он ходил по этому городу, наполненному историческими руинами.

Лоджия в Ватикане. Рафаэль Санти.
Лоджия в Ватикане. Рафаэль Санти.

Папа сердечно принял молодого художника и сразу наделил его большими полномочиями, поручив ему разукрасить фресками три большие комнаты, или залы, в Ватикане. Вдобавок к этому, Рафаэль должен был оформить галерею, или коридор, который называется ”лоджия”, ведущий в эти помещения с лестницы. Расписыванием этих стен Рафаэль и его ученики в основном и занимались в течение всего остатка его короткой жизни. Были использованы многие религиозные и исторические темы помимо тех, которые Рафаэль придумал сам, как, например, сюжет, в котором он представляет Поэзию в виде горы Парнас, населённой всеми великими поэтами прошлого и своего настоящего. В этих комнатах мы видим некоторые из его лучших работ. Каждый год тысячи людей приезжают, чтобы увидеть эти картины, которые приводят их в восторг, и уезжают, очарованные Рафаэлем и его работами.

В лоджии находятся его живописные изображения, известные под собирательным названием «Библия Рафаэля». Из пятидесяти пяти картин в тринадцати сводчатых нишах этого коридора на всех полотнах, кроме четырёх, изображены сцены из Ветхого Завета. Остальные взяты из Нового завета. Несмотря на то, что над созданием этих фресок много работали и его ученики-ассистенты, они очень красивы и всегда будут высоко цениться среди произведений искусства того времени.

Журнал Розмари