Найти тему
Простые Решения

Специалист МСФО: подойдет ли на эту роль главный бухгалтер?

Если бухгалтер имеет свидетельство специалиста МСФО, его ценность как специалиста возрастает в разы. Что он должен уметь делать и в чем его отличие от специалиста общей практики? Разберем и еще один животрепещущий вопрос — что лучше: человек в штате или сотрудник на аутсорсе?

Источник: freepik.com
Источник: freepik.com

Кто такой специалист МСФО?

Перед тем, как разобраться с тем, кто такой специалист МСФО, нужно понять, что такое МСФО. Это стандарт бухгалтерского учета, который еще с 1973 года разрабатывает в Лондоне Совет по МСФО. В него входят представители большинства стран, которые объединяют лучшие мировые практики финансовой отчетности. Цель Совета — создать и распространить единую систему принятых во всем мире стандартов финансовой отчетности, которая основана на бухгалтерском отчете.

Специалист по МСФО — это человек, который готовит финансовую отчетность компании в соответствии с международными стандартами. В первую очередь этот специалист востребован в иностранных компаниях. Это связано с тем, что их подразделения на территории РФ обязаны регулярно сдавать отчеты в головные офисы. Однако данные специалисты требуются и российским организациям, которые заинтересованы в зарубежных инвестициях или осваивают иностранный рынок.

Специалист МСФО нужен компании, если она:

  • Привлекает зарубежные инвестиции или планирует это сделать
  • Работает на территории РФ в качестве дочернего подразделения иностранной организации
  • Планирует кредитоваться за рубежом
  • Планирует выйти на иностранный рынок или на IPO
  • Ведет взаиморасчеты с зарубежными поставщиками
  • Хочет видеть более точные результаты в финансовой отчетности
  • Составляет финансовые отчеты МСФО для других юридических лиц

Специалист МСФО должен не только иметь соответствующий сертификат, но и обладать аналитическим складом ума, вниманию к деталям, аккуратностью, уметь работать с большим объемом информации и управляться в сжатые сроки.

Что должен уметь

То, что человек знает МСФО, еще не говорит о том, что он ценный специалист на рынке труда. Претендентам на вакансию нужно знать английский язык, желательно иметь опыт работы в зарубежных компаниях или аудиторских организациях, а также иметь сертификат СIMA, АССА, DipIFR или СРА. Кроме того, он должен знать основы международных стандартов, уметь давать оценку активам и пассивам и понимать состав финансового отчета.

Важно знать и законодательство в части бухгалтерского учета, гражданского права, а также хозяйственное, финансовое и налоговое законодательство. Кроме того, нужно уметь работать не только с ПК, но и со специализированными программами для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности компании. Минимум — отличное владение MS Excel.

Также в обязанности этого специалиста входит трансформация данных, то есть перегруппировка показателей российской отчетности в формат МСФО и работа с бухгалтерскими базами, обычно 1С.

В зависимости от размеров компании в штате может быть один специалист МСФО, помимо бухгалтера. В крупных холдингах более сложная структура отдела МСФО: ассистенты, которые выполняют небольшие поручения, специалисты и руководитель МСФО.

Ассистенты и специалисты МСФО

Чаще всего эти специалисты занимаются вводом данных для отчетности с помощью программных продуктов. Иногда они могут проверять отчетность по РСБУ и курировать сбор информации с дочерних и других подразделений компании.

Руководитель департамента МСФО

На нем лежит ответственность за весь процесс подготовки отчетности в соответствии с МСФО. Он же занимается разработкой инструкций формирования отчетности, решает, какие данные из бухгалтерского отчета будут использоваться, как будет формироваться отчет и обрабатываться информация. Кроме того, часто в обязанности этого специалиста входит анализ инвестиционных моделей.

Сравнение со специалистом общей практики

Многие организации, при подготовке к переходу на МСФО, отправили учиться штатных бухгалтеров. Однако они, окончив курсы, пришли к выводу, что этого недостаточно для самостоятельной организации внедрения МСФО в компанию.

Специалисты говорят, что даже у главного бухгалтера может не хватить административного ресурса для решения этой задачи, тем более, что в общем это и не его задача. Для такого масштабного проекта мало отправить бухгалтеров на обучающие курсы, так как МСФО не заменяет бухучет, а идет в дополнение к нему. Это область, которая требует определенной компетенции и самой высокой квалификации.

Несмотря на это, участие в сертифицированных программах повышает профессионализм и квалификацию действующих бухгалтеров. Эти знания помогут им понимать процессы МСФО и подготавливать отчетность на определенных этапах в помощь основному специалисту.

Чем еще отличается обычная бухгалтерская отчетность от МСФО?

  • Целью учета. Бухгалтерская отчетность готовится для контролирующих и налоговых органов. МСФО — для кредиторов и инвесторов, которые будут принимать инвестиционные решения.
  • Валютой. Бухгалтерский отчет составляют только в рублях. МСФО — в той валюте, которую компания использует в расчетах.
  • Отчетным периодом. Обычная отчетность готовится за календарный год, при МСФО компания выбирает период в зависимости от специфики деятельности.
  • Учетом доходов и расходов. В ПБУ прописан принцип соответствия доходов и расходов, но на практике используется не всегда. При МСФО этот принцип всегда соблюдается.
  • Консолидацией отчетности. При обычной бухгалтерской отчетности каждое подразделение компании составляет свои отчеты, которые не связаны между собой. При МСФО отчетность формируется по всем взаимосвязанным компаниям и подразделениям.

И это еще не все различия, которые есть. Штатный бухгалтер, даже если и сможет разобраться с новым видом отчетности, то процесс в любом случае займет немало времени.

Разница между человеком в штате и на аутсорсе

Как и у любого аспекта, у этого вопроса есть свои преимущества и недостатки. Чтобы принять окончательное решение, нужно взвесить все «за» и «против».

Преимущества аутсорса

  • Снижение трудозатрат. Это то время, которое тратят сотрудники для решения задачи. Если сотрудник готовит отчетность МСФО раз в год, ему придется сначала вспомнить что и как делать. Кроме того, если в течение года он не пользуется MS Excel, может понадобиться еще больше времени, чтобы вспомнить, как с ним работать. В этом случае не исключены ошибки.

В свою очередь внешний специалист занимается только МСФО. И со временем становится все более компетентным специалистом. К тому же он регулярно повышает квалификацию, следит за изменениями в законодательстве и может наладить процесс с нуля.

  • Экономия. Специалисту на аутсорсе нужно платить меньше, чем штатному работнику. К тому же все затраты на обучающие курсы, повышение квалификации и т.д. лежат на аутсорсинговой компании.
  • Гарантия сроков работы. Сотрудник в штате может неожиданно уволиться или заболеть. Тогда отчетность будет под угрозой срыва, если этого специалиста некем заменить. В случае с сотрудником на аутсорсе это исключено, так как сроки сдачи отчетности прописаны в договоре.
  • Привлечение экспертов. Если для подготовки отчетности потребуются эксперты, например, актуарии или оценщики, аутсорсинговая компания поможет в их поиске или предоставит своих. Это в любом случае быстрее, чем пытаться самим найти экспертов со стороны.
  • Объективность и независимость. На точку зрения сотрудника на аутсорсе не влияет мнение руководства компании. Поэтому ему легче увидеть старую проблему организации и решить ее.

Недостатки аутсорса

  • Стоимость. Если компании нужна ежемесячная или ежеквартальная отчетность, скорее всего это будет дороже, чем зарплата штатного сотрудника.
  • Сроки. Если компания, которой требуется отчетность, затянула со сроками и обратилась в аутсорсинговую компанию в последний момент, есть вероятность, что процесс будет проходить сложнее.
  • Контроль. Несмотря на то, что на аутсорсе работают специалисты, процесс нужно контролировать. Причем нужно выбрать человека из руководящего состава, который будет следить за сроками выполнения работ и самим процессом. При этом нужно быть готовыми к тому, что на этот период штатный сотрудник не сможет выполнять свои прямые обязанности и их придется распределять между остальными сотрудниками.
  • Понимание специфики. Для того, чтобы подготовить отчет, аутсорсеру нужно понять специфику работы компании-клиента. Если информацию не донесут корректно, отчет может получиться недостоверным или не будет отражать реального положения дел.

Согласно вакансиям портала hh.ru, в феврале 2021 года средняя зарплата специалиста МСФО — от 70 до 90 тысяч рублей при условии удаленной работы. Зарплата руководителя отдела МСФО — от 150 до 230 тысяч рублей.

Эксперты рекрутинговых компаний утверждают, что в ближайшие годы будет сохраняться повышенный спрос на специалистов этой категории. Это значит, что оплата их труда будет оставаться стабильно высокой. Кроме того, поиск соответствующих сотрудников в штат — долгий и непростой процесс.

Поэтому крупные организации часто совмещают штатного специалиста и аутсорсера. В этом случае штатный сотрудник занимается обработкой документации и внесении ее в систему, а сотрудник на аутсорсе проверяет информацию и сводит ее вместе. Кроме того, профессионал не только поможет в подготовке отчетности, но и оценит работу штатного сотрудника. Это позволяет сэкономить, так как постоянную зарплату можно платить только штатному сотруднику, а специалиста на аутсорсе нанимать только по необходимости.

В нашей компании есть специалисты по МСФО, которые могут не только вести отчетность, но и проконсультировать по всем вопросам. Обращайтесь сегодня и узнайте, сколько вы сможете сэкономить завтра.

Материал подготовлен:

Бухгалтерское агенство "Простые Решения"

Телефон: +7 499 444 62 10

Email: contacts@simple-decision.com

Официальный сайт: https://simple-decision.com

Другие статьи по теме:

Использованные изображения:

Business photo created by pressfoto - www.freepik.com