Найти тему
Папа в море

Зашли на судне в Бангладеш (порт Читтагонг). Местные люди в шлёпанцах разбирают корабли на металлолом за 2,5 доллара в день

Кладбище кораблей в Читтагонге, Бангладеш

Я видел много удивительного за свою карьеру, но море постоянно удивляло меня вновь и вновь. Быть может, именно поэтому, я снова и снова возвращался, чтобы узнать что-то неизведанное, услышать бурление волн и далекий розоватый горизонт.

Одним из самым захватывающих мест, в которых я был, является далекий город Читтагонг, находящийся в Бангладеш, куда мы десятки раз заходили на танкере и однажды даже была смена экипажа. Этот порт запоминает каждый моряк на всю жизнь! Заход по грязной, узкой и мелководной речке весьма сложный, а на швартовке реально можно "поседеть". Швартовные концы натянуты, как струны и трещат по швам, приливы до 5-6 метров, причем очень быстрые.

Эти места называются «кладбищем кораблей», или своеобразной «японской долиной смерти», куда уходили старики, достигнув определенного возраста. То же самое можно сказать и о кораблях (судах), которые с возрастом были вынуждены искать себе последнее пристанище. Скажу так, время жизни любого судна не безгранично. Около 20-25 лет, и его нужно списывать. Официальная утилизация – дело сложное. Она требует серьезных расходов. Ремонт судна весьма дорогостоящий и нерентабельный. Что же делать с "железным стариком"?

Ответ прост – сдать на металлолом. Бангладеш – одна из самых отсталых стран третьего мира, где половина 100 млн. населения буквально погибает от нищеты. Крупные сталепромышленные компании заинтересованы в получении дармового железа для своих нужд. Индия, Пакистан, Бангладеш – это идеальный вариант.

Корабли здесь идеально подходят к берегу, погода весь год великолепная (за исключением редких супер-циклонов), а хозяева-буржуи спихивают ненужный актив и получают за него какие-никакие деньги. В среднем, 12 долларов за тонну. Местные бедняки готовы работать за гроши на весьма опасной и трудоемкой работе, и именно сюда пригоняют 50% мировых судов.

-2

Читтагонг является местом, где их распиливают и получают огромную выгоду. Я своими глазами видел, как местные жители, словно муравьи, осаждают очередного железного монстра и "пожирают" его при помощи газорезочного оборудования. Картина эта печальная, ведь когда-то он, словно морской царь, бороздил просторы мирового океана, а сейчас представляет из себя жалкое зрелище.

Рискованная, тяжелая работа в адских условиях за 2,5 доллара в день позволяет хозяевам наживаться в 1000% на обыкновенных людях. На ломаном английском я побеседовал с одним местным парнем по имени Сингх, который раньше там работал. У него семья, трое детей и родители. Работы нет, но деньги нужны. Вот и приходится парню горбатиться на двух работах. Заработок составляет 5-6 долларов в день, здесь регулярно гибнут люди. Оборудование то и дело взрывается, кислородные баллоны идут на воздух от одной искры, а сам бизнес чудовищно прибыльный. За год, на этих верфях гибнут до 50-70 человек, а еще больше остаются инвалидами.

Эти края идеальны для того, чтобы резать корабли на металл. Местные сначала проходят все судно, извлекают все ценности, а затем последовательно разрезают его по частям. Для этого применяется специальное оборудование и настоящие многометровые леса, спускаемые в воду. Работать тут страшно, жара, искры, газ, метан, ртуть, свинец и кадмий. Но и вокруг просто поразительная нищета! Люди живут на гроши, в стране процветает уличная преступность, а бизнес никто не прекращает. Местный конституционный суд хотел прикрыть эту лавочку, но сделать этого не удалось.

Кто в шлёпанцах...кто босиком
Кто в шлёпанцах...кто босиком

Мне довелось прогуляться по порту Читтагонг. Здесь я увидел массу интересного. Каких только судов я не увидел! Они собраны со всего мира. Специализированных доков по разборке во всем мире раз-два и обчелся, а здесь такой проблемы не существует, но зашкаливает уровень опасности работы. Именно поэтому, в эти места приходят только из-за тяжелой финансовой ситуации. Боссы попросту наживаются на людях, а безопасность никого не беспокоит.

Верфь Читтагонга одна из самых больших в мире, ее длина около 40 км! Здесь разместилось огромное количество судов и кораблей разного сорта – сухогрузов, военных, танкеров, контейнеровозов. Пока этот бизнес будет приносить выгоду, найдутся люди, желающие получить свой сверхдоход, хотя погибают здесь совсем молодые мужчины. Кроме того, ситуация в Читтагонге сильно волнует экологов. Море загрязняется токсичными отходами, нефтью и мазутом, а на здоровье крайне отрицательно воздействует неприятное соседство с радиацией. Ну и конечно же, железный лом приводит к бытовому травмированию.

Надо сказать, что поближе подойти к судам и рабочим довольно сложно, некоторые объекты охраняются вооруженными людьми! Даже местные жители, кто не работает на "кладбище кораблей" боятся заходить в эти районы.

Работы здесь происходят круглосуточно, море является стабильным поставщиком новых судов, которые отработали на международных линиях. Привлекают внимание корабли и просто бандитов, желающих наживиться, а посмотреть бывает на что. Иногда в каютах остаются довольно нужные и важные вещи.

После отплытия из Читтагонга, у меня долго не уходило из головы ужасающее положение дел в Бангладеш и я понял, что порой мы зря пеняем на жизнь, ведь кому-то точно может быть гораздо хуже чем нам сейчас, хотя путешествие и получилось познавательным.

Вам бы хотелось побывать на настоящем кладбище огромных судов и кораблей?

Премного благодарен за ваши лайки и комментарии 🙏 Очень старался и надеюсь вам понравилась моя статья. Подписывайтесь на канал "Папа в море"! Пожалуй, самый морской канал на Дзене⚓