Найти тему
чопочитать

Читаю классику после долгого перерыва: очень сложно

Я уже не раз говорила, что люблю современную литературу. Не знаю, почему так, на вкус и цвет фломастеры разные. Классика мне нравится тоже, но ее я столько перечитала в школе и университете, что лезла из ушей. Особенно в университете, где нужно было каждый семестр читать огромный лист наименований по зарубежной литературе и такой же по отечественной.

#книги #федор достоевский #роман #классика #литература #книжный блог #чтение #читать #искусство #писатели

В прошлом году, подводя итоги, я поняла, что читала практически исключительно живущих или только-только умерших авторов. Составляя список на этот год, решила, что должна быть и классика. Только не решила какая, слишком уж ее много, и большинство – достойная. Поэтому начала с Достоевского: все же, в этой году 200 лет со дня его рождения. Выбрала роман «Игрок» (брать «Преступление и наказание» не стала, слишком уж много на него навешано такого, о чем говорить иначе, как уже сказано, не получится).

«Игрок» – это небольшой роман. Он и написан-то за 26 дней, я как-то рассказывала эту интересную историю: благодаря написанию книги Федор Михайлович еще и женился.

Главный герой – Алексей Иванович – находится в немецком Рулетенбурге. Из названия ясно, что это не просто городок на водах, но и игорное место. Он трудится учителем генеральских детей, но этот аспект практически не освещается. Генерал проигрался и должен денег французу, поэтому он ждет со дня на день извещения о смерти бабуленьки, оставшейся в России. Она баснословно богата, у нее и фабрики и деревни. Но вместо телеграммы о кончине бабушки и текста завещания приезжает... сама бабушка. И начинает вести себя как княгиня (ее так и принимают в отеле), а также идет играть в рулетку, где шарик исполняет интересные кульбиты.

Генерал помимо того, что должен денег французу, еще и влюблен в сомнительную мадемуазель. Также есть среди героев его падчерица Полина, к которой главный герой испытывает чувства, есть доблестный англичанин, а также разные другие герои.

Это если о сюжете в прямом смысле слова. Если о смыслах, то герои играют. Неудивительно, конечно, зачем же еще было ехать в Рулетенбург? Азартные, зависимые. Достоевский ярко описал чувства игроков, попытки просчитать поведение шарика, помутнение рассудка, алчность поляков, находящихся рядом с имеющим деньги игроком... Конечно, брал он эти чувства из собственного опыта.

Главный герой падает до уровня лакея и даже жителя долговой ямы, возносится до богатейшего завидного жениха, падает вновь. Человеку разумному (мне) не слишком понятно, как можно так жить. Почему нельзя остановиться, когда ты выиграл много? Зачем потом ставить все? Почему нельзя всегда откладывать в качестве неприкосновенного часть выигрыша? Конечно, людям азартным просто не до тормозов. Я не игрок, а они – игроки. И я предполагаю, что себя бы я остановила. И тратила бы деньги не так, как он. Впрочем, это у него просто ипотеки не было.

В целом же произведение, написанное больше 150 лет назад, читать сложно. Не из-за языка, хотя некоторые слова мне были не совсем понятны. Например, я не знала, что такое воксал, а оказалось, что это русифицированное vauxhall, а именно большое помещение с увеселительными заведениями в нем. Конкретно в этой книге в нем как раз находится рулетка.

Сложно было читать из-за совершенно другого сознания. В этом плане хорошо читать не по 10-15 страниц (иногда у меня получается только так), а запоем сразу страниц 100. Потому что сначала нужно погрузиться в эпоху и мысли героев XIX века, а затем только брести по сюжету. Эти люди никуда не спешат. Они ярко чувствуют. У них благородные цели. Они страшно обидчивы и импульсивны. Они делают широкие жесты. Это совершенно не бьется с представлением сегодняшнего человека о мире и человечестве вообще.

Классика – это то, что нужно читать вдумчиво и медленно. Потому что время было куда более плавное. Не было всех этих наших гаджетов, машин и глобального потепления. Люди думали о другом, поэтому перестроиться ой как сложно. Читая короткие формы, типа инстаграма и телеграма, сложно. Но интересно, конечно. Художественные книги на то и нужны, чтобы переносить нас в совершенно другие миры.

А для вас есть разница в прочтении современной литературы и классики? И посоветуйте: что читать из классики дальше?