О школьных отметках

Давайте сразу, на берегу договоримся о терминах. Есть оценка, а есть отметка. И это не одно и тоже. Отметка - то что попадает в журнал или дневник - пятёрка, тройка, единица. Отметка лишь один из способов оценки. Оценка - более интересная, и в ряде случаев более значимая для ученика категория. Учитель может поставить пять, но его оценка при этом будет "ты ничтожество". Петров, молодец! Это тоже вариант оценки. Но это так сказать, внутренняя кухня. Родители и администрация этого не видят и не узнают, они видят только отметки. Отметки - единственный главный критерий того, как ученик освоил образовательную программу. Показатель образовательных результатов!

Я закончил бакалавриат в РГПУ им. А.И. Герцена с отличаем, а затем ещё и магистратуру там же. Получил педагогическое образование. Несколько лет работал в школе. И я до сих пор не понимаю, как ставить детям отметки.

Объясню в чем проблема. Вот мальчик Саша. Мальчик Саша написал контрольную как курица лапой, на отвали. Минут за 25. Не постарался ни разу. Ошибки есть, и немало, но правда очень незначительные. Согласно шкале и критериям, за эту работу я должен поставить ему 5. А вот девочка Даша. У девочки Даши мой предмет не идет совсем. За прошлую контрольную она получила единицу двойку. Но в этот раз она старалось. Корпела над листочком весь урок. Выложилась на все 100. И на этот раз у неё даже что-то получилось. Правда на четыре этого не хватает. А значит, в четверти у неё тоже выйдет три, а не четыре. Это решающая контрольная для неё.

Итак, ставим Саше 5, Даше 3, выбрасываем листы в коробку с макулатурой и идём домой принимать ванну. Ну согласитесь, мы молодцы! Работы проверили, оценки поставили.

НО! Что-то не даёт покоя. Вот поставил я Саше 5... Саша сделал работу кое-как. И получил 5. Выходит я сказал ему: правильно Саш, не напрягайся напрасно, "5 -" в журнал не выставишь, по сути это всё равно "5". А Даше я поставил три. Что я этим ей сказал? Да хоть из кожи вон вылези мой предмет не для тебя.

Но разве у нас был выбор? А если бы мы учли индивидуальный прогресс Даши и Саши? Даша учила, Даша пыталась. Даша молодец! Её нудно поощрить. Позитивная мотивация. Ситуация успеха. Даша заслужила 4. А Саша? Саша халтурил! Поставим ему 4! тогда он поймёт, что нельзя делать всё спустя в рукава. Так значит убедил? Ставим обоим 4? УРА!

Вот только у нас две работы на 4, между которыми пропасть, если их сравнить, это земля и небо. А если ребята сравнят свои работы? А ещё лучше их родители? Получится, что к Саше я придираюсь, гноблю его почём зря, а Даше я рисую отметки, словно она мой любимчик. Вот и получается, как не ставь отметки, всё равно несправедливо...

Знаете, я так и не смог найти ответ, как будет справедливо: оценивать по единым стандартным критериям всех, или ставить отметки в соответствии с учётом индивидуального прогресса каждого ученика.

Можно комбинировать. Но тогда выйдет, что отметки я ставлю вообще от балды.

Конечно, ситуацию смягчает оценка. В журнале могут стоять любые цифры. Это не мешает мне сказать Саше: "Позор джунглям!", а Даше: "я плакал от счастья, проверяя твою работу". Но не все понимают, что отметка не отражает уровень знаний, что это во многом условность... Это уже другой пласт проблемы.

Бесспорно, всё решили бы индивидуальные образовательные программы. Если бы у каждого ученика был персональный образовательный маршрут, учитывающий его индивидуальные особенности и потребности, предполагающий разные результаты для разных учеников... Тогда отметка бы ставилась не за объективный уровень знаний, который она при этом всё равно не отражает, а за то, как успешно ученик освоил свой индивидуальный образовательный маршрут... Но увы. Этим идеям не суждено ворваться в реалии нашего школьного образования, пока жив Рособрнадзор...

Это, пожалуй, одна из причину, почему я не очень хочу возвращаться в школу...

Это я, в тот период своей жизни, когда был школьным учителем химии...
Это я, в тот период своей жизни, когда был школьным учителем химии...

А что же сейчас?

А сейчас я преподаю исключительно индивидуально! И вообще не ставлю никому отметок. Но работу каждого ученика всё равно оцениваю. И знаете, оценка для индивидуальной работы крайне важный инструмент. Спросите у любого бихевориста, если мне не верите, он подтвердит!

Индивидуальная работа с каждым учеником идёт на достижение специфичных для него образовательных результатов. Оля готовится к олимпиаде по химии, мы проходим с ней получение ацеталей и тетрамеризацию ацетилена, а Коля хочет получить 3 в этой четверти, мы учим алгоритм, как по таблице растворимости правильно написать формулу нитрата цинка. И если я отчитаю Олю за то, что она допустила неточность в задании, в котором Коля бы из знакомых слов нашёл только союзы и предлоги, она скажет мне спасибо. Потому что она даже не знает о существовании Коли. Потому что я веду её к достижении тех целей, которые мы обозначили в месте с ней. На индивидуальном занятии есть только я, мой ученик, образовательный результат, к которому мы стремимся и путь, который я выбрал для его достижения. И нет больше никого. Нет категорий быстро и медленно, хорошо и плохо. Есть вид на предыдущие, оставшиеся далеко внизу на склоне наши стоянки и вид на вершину, которая становится с каждым днём всё ближе. И не важно, что с одним учеником мы взбираемся на Эверест, а с другим на небольшой холм.

В школе же мы всё время оказываемся в таких условиях, что хоть вешай над школой плакат:

"Чужая слабость не делает тебя сильней, чужая глупость не делает тебя умней"

В обратную сторону это тоже работает.

Спасибо Вам за внимание! Буде рад, если Вы поделитесь в комментариях своим мнением о школьных отметках! Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!