На любом производстве, в любой компании выполняется множество разных бизнес-процессов, цель которых сводится к созданию товара или услуги. С развитием бизнеса количество этих процессов будет расти, и, если их не опишут, не выстроят в одну схему, структурировав, автоматизировав всё, что возможно, управление компанией будет только усложняться. Соответственно, классификация бизнес-процессов — это возможность навести порядок в компании, уйти от хаоса и выстроить все выполняемые операции в такую схему, которая бы позволила бизнесу эффективно функционировать и развиваться, а его владельцу — успешно управлять им.
Понятие и составляющие бизнес-процесса
Под бизнес-процессами (БП) понимают операции, действия, которые регулярно выполняются на предприятиях с использованием ресурсов и работают на создание ценности для потребителя (продукта). В любой компании насчитываются десятки таких постоянно повторяющихся функций, от которых зависит конечный результат.
Надо сказать, что для повышения эффективности работы у каждого бизнес-процесса должен быть менеджер — тот, кто будет управлять им и отвечать за результат. Должен быть и владелец, он также отвечает за результат, но при этом может вносить изменения в порядок выполнения бизнес-процесса. Наконец, должен быть потребитель — тот, кто получает результат от выполнения БП. Причём потребитель бывает:
- Внутренним. Это кто-то из организации. Представьте себе предприятие, которое занимается изготовлением шин. Помимо непосредственно производства оно будет заниматься ещё и закупкой сырья для него. Потребителем процесса закупки сырья выступает производственный отдел, так как сырьё нужно ему для работы. Это внутренний потребитель.
- Внешним. Это кто-то вне организации. Если брать тот же пример, то потребителем процесса производства шин будут выступать магазины, которые закупают шины на продажу. Или непосредственно покупатели, если продукция реализуется со склада.
В любом случае потребитель задаёт требования к результату выполнения бизнес-процесса. Результат должен быть также обязательно, иначе операция становится бессмысленным времяпрепровождением.
Составляющие бизнес-процесса
Составляющими бизнес-процессов называют:
- Вход. Это начальная граница процесса, точка, в которой он начинается и где он соприкасается с другими процессами, если они есть. Иногда выделяют ещё и событие начала бизнес-процесса. Им может быть наступление какого-то момента (процесс подготовки бухгалтерской отчётности обычно осуществляется в определённые числа месяца) или появление какой-то ситуации (подписан договор на производство, и работа начинается). На входе всегда есть объект (материальный, информационный), который по ходу работы преобразуется в выход.
- Выход. Это конечная граница процесса, точка, где он заканчивается. Результатом выхода также будет продукт или услуга.
- Технологию. Это методы, с помощью которых достигается нужный результат и вход преобразуется в выход.
- Ресурсы. Они также есть в структуре бизнес-процесса, так как это средства, которые задействуются в ходе работ, но не преобразуются в результат. Ими могут выступать: специалисты, которые выполняли эту функцию, оборудование, ПО, транспорт, технологии, даже знания, которые при этом применялись.
- Требования. Это ожидания заинтересованных сторон или самой организации от результата выполнения БП. Требования, как правило, прописываются в документах.
Ещё в качестве составляющей бизнес-процессов могут выделять показатели управления им, по которым судят о качестве работы. При этом анализируются не только результаты БП, но и затраченные ресурсы, степень удовлетворённости потребителя и т. д.
Подпишитесь на канал, чтобы не упустить полезную информацию в наших статьях!