Великие Леонардо да Винчи и Роден спорили в свое время о значении живописи и скульптуры в искусстве. Каждый был непревзойденным мастером в своём деле. Но когда да Винчи открыто заявлял о непосильной умственной работе живописца и оставлял для скульптора лишь физические усилия по обтеске материала, такое обесценивание не могло быть не замеченным. Роден, конечно, не мог в силу разницы эпох вступить в открытую дискуссию с Леонардо, но тем не менее, написал очерк в защиту скульпторов. В рамкам проекта "Быть современным в искусстве-2021" канал art future gallery решил разузнать как в современном искусстве партнерствует живопись и скульптура. Для участия в арт-дуэли приглашённым экспертом стал Богдан Савченко. Скульптор, мастер бронзового ремесла, дизайнер общественных парковых пространств и частных загородных вилл, реставратор... Работы Савченко можно видеть на современных биеннале и художественных фестивалях. Его скульптурные композиции особенно популярны стали после недавно прошедших Российской Недели Искусств и Общероссийского открытого конкурса "Талант России" в московском Гостином дворе.
- Богдан, здравствуйте! Вас можно пригласить на арт - дуэль?
- Добрый день! Ух, как любопытно... О чем дуэль? (улыбается)
- Какой Вы решительный, Богдан, замечательно! Тогда начинаем! Будем обсуждать живопись и скульптуру...
- Начну с классического примера тогда. Леонардо да Винчи– гений своего времени, у него были вечные терки с Микеланджело, но он все равно восхищался скульптурой. Когда Микеланджело создал Давида, Леонардо ходил делать его зарисовки. Другой великий, но уже скульптор - Роден своими скульптурами доказал, что они могут быть такими же живыми и чувственными как сюжеты картин.
К слову, в то время живопись, как и скульптура тоже была тяжелым ремеслом – приготовить краски, поставить леса, зарисовать картоны, продумать фрески. Сейчас краски, холст покупаешь в магазине, а если рисовать на стенах – просто поставить проектор можно. Несомненно, скульптура – крутейшая штука! Месить воск, гипс, рубить камень – даже при наличии множества современных инструментов скульптура осталась тяжелым ремеслом и сейчас. В мастерской живописца - краски, багет, рамы, в мастерской скульптора – гипсовая пыль, металлические каркасы, плиты для топки воска, кожаные хомуты, пластилин, мешки с гипсом, ведра с резиной. Скульптуру не взять подмышку в метро и на выставку. Однажды мой преподаватель по скульптуре, после просмотра в Академии, сказал: «Просмотр у скульпторов прошел плохо, у живописцев – хорошо… Зато у скульпторов работы стоят, а у живописцев – висят!» Для меня – это наиболее емкое, всеобъемлющее описание разницы.
- Похоже, в дуэли победила скульптура... Как же так случилось, что Вы стали скульптором?
- семейное наследие. Я вырос в творческой среде. Мой отец был скульптуром и его увлечение перешло ко мне.
- Богдан, расскажите о своем первом заказчике
- Свой первый заказ я получил, когда мне было 14 лет. Это была жаба на монетах. Мне принесли образец 10 см на 7 см и попросили сделать такую же, но больше в 10 раз. Я очень волновался, потому что был еще школьником и это был первый заказ и первые «большие деньги». Заказчик остался доволен и заказал следующую скульптуру.
- Недавно прошла российская неделя искусств в Московском доме художников на Кузнецком мосту и вы представили свою работу - НОСОРОГ! Расскажите, как он появился на свет?
- Я решил себя попробовать в анималистике и сделать серию скульптур животных. Первый кто мне пришел в голову – это носорог. Носорог для меня – живой танк, который сносит все на своем пути, но при этом выглядит забавно. Я захотел изобразить и мощь и милоту одновременно.
-Вам больше нравится принимать участие в интерьерных проектах или создавать работы для общественных пространств? Это два одинаковых подхода или имеет значение, для какого пространства создается арт - объект?
-Для меня нет разницы. В Академии мы создавали все: от барельефов до памятников от скульптуры в 5 см о скульптуры в 5 метров. Главное - соблюдать законы композиции и требования заказчика.
-Есть ли мода на скульптуру? Какие сюжеты наиболее востребованы?
- Сейчас все так перемешалось, на рынок вышло много любителей- самоучек и мне кажется, что степень «крутости» скульптуры сейчас определяется не мастерством автора, а объемом продвижения и хайпа вокруг автора. С одной стороны, важно «быть в тренде», но на этом пути легко потерять себя, свой стиль и свою уникальность. Действительно сложную авторскую скульптуру может себе позволить состоятельный человек, и когда он заказывает ее, его пожелания, видение для меня безусловно важны.
-Богдан, как Вы думаете, какой должна быть современная скульптура, чтобы стать ценным и вневременным произведением искусства, допустим, как Давид Микеланджело?
- Ответ очень прост. Она должна нравиться людям, а не критикам.
автор материала: Вереина Елизавета