Представьте, у Вас сломался мобильник, на который еще действует гарантия. Или телевизор. Или стул... А может, Вам не понравились кеды, и Вы решили вернуть их продавцу в положенные две недели?
Вроде бы ничего сложного в этом нет: пишешь заявление, идешь к продавцу, вручаешь заявление, возвращаешь ему товар и получаешь требуемое взамен.
Подробно о том, как правильно вручить продавцу претензию, чтобы от нее была реальная польза, можно почитать в этой статье: 3 правила вручения писем, без которых твоя претензия или заявление окажутся бесполезными.
А сегодня давайте остановимся на следующем пункте - передаче товара.
Итак, задумайтесь над тем моментом, когда Вы передаете товар продавцу для последующего возврата денег или для того, чтобы он произвел проверку качества товара перед тем как принять решение по Вашей претензии. Что должен сделать продавец, когда принимает товар?
Ответ простой - передать Вам подтверждение того, что он этот товар принял. Обычно в крупных сетях и магазинах уже есть разработанные формы акта приема-передачи товара - Вам останется только их просмотреть. Но если нет, не беда - будет вполне достаточно, если продавец распишется в получении товара прямо на Вашем экземпляре претензии.
"Товар (наименование) получил.
29.04.2021
Подпись / Старший менеджер Иванов И.И.
Оттиск печати (штампа) организации"
Такой приписки внизу Вашей претензии будет вполне достаточно.
Зачем же нам все это нужно?
Прежде всего, для уверенности в том, что мы сможем отстоять свои права. Если не в переговорах с продавцом, то в суде так уж точно.
Если Вы заявляете продавцу требование, связанное с некачественным товаром, то сроки для его рассмотрения будут исчисляться с момента вручения продавцу претензии и передачи товара.
Например, срок для рассмотрения претензии покупателя о возврате денег за некачественный товар составляет 10 дней. Это значит, что если 16 апреля 2021 года Вы заявите такую претензию продавцу, то последний день, когда продавец может вернуть Вам деньги без штрафов - это 26 апреля.
Но прежде, чем вернуть Вам деньги, продавец имеет полное право проверить товар: убедиться, что это действительно его товар, что недостаток у товара имеется, что нет явных внешних повреждений и т.п. Это право гарантировано продавцу пунктом 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" и оно разумно, ведь некоторые покупатели злоупотребляют своими правами.
Для реализации своего права продавец должен попросить покупателя предоставить товар для проведения проверки качества - если покупатель еще не передал товар одновременно с претензией. Тогда установленные законом 10 дней для рассмотрения претензии покупателя начнут отсчитываться именно с момента передачи товара продавцу.
Если же проигнорировать требование продавца и не предоставить ему товар для проверки, то и отсчет времени тоже не пойдет.
А теперь представьте, что претензию Вы вручили как положено, одновременно передав товар продавцу для проверки, но никаких доказательств передачи товара на руках у Вас не осталось. А через пару дней Вам приходит запрос продавца на предоставление товара для проверки...Как будем доказывать, что товар Вы уже передали? Можно, конечно, попробовать, но будет сложновато. Гораздо сложнее, чем взять с продавца расписку в получении товара.
При возврате качественного товара (если не подошел по размеру, цвету и пр.) обязанность продавца вообще возникает только после того, как Вы вернули ему товар. И если речь идет не о крупных интернет-ритейлерах, которые все возвраты товаров давно уже фиксируют с помощью приложений, то важно проследить, чтобы на руках у Вас осталось какое-либо подтверждение факта передачи товара продавцу.
Вот такой простой механизм дает возможность недобросовестному продавцу отмахнуться от потребителя, ведь на руках у него не остается ни товара, ни доказательств того, что товар передавался продавцу.
Увы, большинство людей даже не заострят внимание на такой мелочи, потому что попросту редко с этим сталкиваются. Но я надеюсь, что, прочитав эту статью, Вы не забудете потребовать у продавца расписку в получении товара.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал - будем заполнять правовые пробелы вместе.