Найти тему
G.K.Halil

Японские бунтари. Шепот сердца Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки
"Если это умирающее искусство, тут ничего не поделаешь. Цивилизация идёт вперёд. Где теперь создатели фресок? Где пейзажисты? Что они делают? Мир меняется. Мне очень повезло, что я мог заниматься одним и тем же делом на протяжении почти 40 лет. В мою эпоху это редкий случай."
Хаяо Миядзаки

Японские аниматоры охотно используют компьютерные технологии, облегчающие создание мультфильмов, но в 3D анимации видят реальную угрозу. Я уже писала как-то, что японцы очень трепетно относятся к сохранению истории и традиций, в том числе и в анимации.

Относясь к происходящим в анимации изменениям философски, Миядзаки всё же остаётся настоящим художником в мире, где кино превратилось в массовую индустрию.

Миядзаки арт
Миядзаки арт

В университете Миядзаки изучал политику и экономику, предметы далёкие от анимации, но думаю это и перемены в мире после Второй мировой войны, наложили свой отпечаток на его творчество, наполнив его фильмы глубочайшим гуманизмом.

Ценным опытом, также повлиявшим на его творчество, стал книжный клуб в университете, где в основном изучали детскую литературу, особо тщательно европейскую. Поэтому в его фильмах, совершенно спокойно, соседствуют европейский пейзаж с японским, его студия Ghibli носит имя итальянского самолёта, героиня Навсикая носит имя дочери царя феаков из древнегреческой мифологии, а летучий остров Лапута фигурирует у Джонатана Свифта.

Хаяо Миядзаки
Хаяо Миядзаки

"Фантастика нам нужна. Когда дети чувствуют себя бессильными и беспомощными, вымысел облегчает им жизнь... У меня нет никаких сомнений в силе вымысла как таковой. Но правда, что создатели фантастики теряют убедительность. Больше и больше людей говорят:" Я не могу в это поверить." Но, по-моему, дело лишь в том, что ещё не создана фантастическая история, которая могла бы противостоять современному сложному миру. "
Хаяо Миядзаки

В работах Миядзаки, совершенно естественно и само собой разумеющимся, воспринимаются ведьмы на метле, боги и демоны, среди обычных людей совершенно спокойно разгуливает персонаж с головой свиньи. Самые волшебные существа имеют характеры самых обычных людей. Трусоватый Хаул истерит о того, что волосы выкрасились в рыжий, вместо чёрного, боги в "Унесённых признаками" запросто ходят в баню. И никто не считает чем-то невероятным воспользоваться услугами ведьминой службы доставки.

Древняя магия живёт рядом с достижениями техники, средневековье соседствует с футурологией, реальный мир неотделим от ирреального. Но и мысли не возникает сказать - Так не бывает!, или - Я не верю!

Эклектика ли это, или единство противоположностей, но так или иначе, сочетание всех этих несовместимых явлений отличительная черта творчества Миядзаки. Он рассказывает истории своих персонажей, со всей любовью выписывая их характеры, их стремления, их окружение, рождая их из своих надежд и убеждений. Он создаёт анимацию, не уступающую эмоционально игровому кино.

Миядзаки арт
Миядзаки арт

P.S.

Это не последняя статья о режиссёре с добрейшей улыбкой. Мне многим хотелось бы поделиться о Миядзаки и его рисованном мире.

Миядзаки арт
Миядзаки арт