2,6K подписчиков

Super Select II: раскрываем внедорожный потенциал

8,4K прочитали

Внедорожники Mitsubishi – представители редкого в наши дни жанра: рамная конструкция, настоящий полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала. Потенциал трансмиссии Super Select 4WD II можно и нужно раскрывать. Но делать это правильно, чтобы не навредить машине и себе, и получить истинное удовольствие от покорения бездорожья. Впрочем, не стоит забывать, что путешествие вдали от дорог – это не всегда веселые «покатушки», для некоторых – жизненная необходимость.

4 режима работы Super Select

Внедорожники Mitsubishi – представители редкого в наши дни жанра: рамная конструкция, настоящий полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала.

Система полного привода Super Select имеет 4 режима: 2H – только задний привод, 4H – полный, 4HLc – полный с заблокированным межосевым дифференциалом и самый «хардкорный» – 4LLc c заблокированным дифференциалом и понижающей передачей. Нас интересуют именно полноприводные режимы.

Немного истории

Внедорожники Mitsubishi – представители редкого в наши дни жанра: рамная конструкция, настоящий полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала.-2

У Super Select спортивные корни. Эта система полного привода была разработана для участия в гонках Париж-Дакар спорт прототипов Mitsubishi Pajero. В гражданские версии внедорожника она перекочевала в 1992 году. Публике понравилось, что, в отличие от других внедорожников, переключение режимов происходило одним рычагом. Впоследствии, при создании Super Select II рычаг сменила шайба-селектор, управляющая сервоприводом.

Внедорожники Mitsubishi – представители редкого в наши дни жанра: рамная конструкция, настоящий полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала.-3

Режим 4H

Полный привод с автоматической блокировкой. Это универсальный вариант, который подходит для любой дорожной ситуации и легкого бездорожья. Выпал ли снег, или вы выехали на гравийную или песчаную дорогу – подходящая задача для этого режима. Автомобиль приобретает большую устойчивость, улучшается контроль над дорогой. Также он отлично подходит для езды по разбитой дороге. Переключаться между режимами 2H и 4H можно «на лету», на скорости до 100 км/ч. ВАЖНО: производитель рекомендует переключать режимы, когда передние колеса находятся в положении «прямо».

После переключения за раздачу крутящего момента начинает отвечать межосевой дифференциал с автоматической блокировкой. Дифференциал блокируется при пробуксовке. Алгоритм следующий: если скорость вращения передней и задней оси отличается, срабатывает «самоблок», в зависимости от поколения Super Select этот «самоблок» устроен по разному. Преимущество – человек не принимает участия в выборе распределения момента. Недостаток – блокировка происходит с запаздыванием, есть риск «закопаться», поэтому для серьезного бездорожья этого режима уже недостаточно.

Немного техники

Конструктивно межосевой дифференциал отличается в зависимости от поколения Super Select. В первой итерации он был конический симметричный, «50 на 50». Super Select II была оборудована планетарным дифференциалом. Момент в Super Select II распределяется в соотношении 67% на заднюю ось и 33% – на переднюю. Обновление этой трансмиссии до Super Select II New обладает другими характеристиками: соотношение 40 на 60, раздаточная коробка стала базироваться на одном валу, вискомуфту заменил дифференциал Torsen.

Внедорожники Mitsubishi – представители редкого в наши дни жанра: рамная конструкция, настоящий полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала.-4

Режим 4HLc

Рекомендован для форсирования сложных внедорожных участков. Раскисшая после обильного дождя загородная дорога, грязь, вязкий песок – такие условия как раз то, для чего должен применяться этот режим. Он блокирует межосевой дифференциал, и момент начинает постоянно передаваться на обе оси одновременно в соотношении «50 на 50». Включить его также можно, не останавливая автомобиль. Это уже тот самый «честный полный привод», на который любят ссылаться любители «хардкорных» внедорожников. И передние, и задние колеса работают в высоком диапазоне передач. Вывешивание одного колеса не играет критичной роли при прохождении трудного участка. Кроме того, момент распределяется одинаково постоянно, и его поведение на бездорожье более предсказуемо, нет риска, что система вдруг решит ослабить привод на переднюю ось в самый неподходящий момент.

Немного безопасности

Следует учесть, что режим 4HLc крайне нежелательно использовать на асфальтовой дороге: маневренность машины на высоких скоростях снижается, нагрузка на трансмиссию, наоборот, увеличивается. То же справедливо и для режима 4LLc, предназначенного для решения самых трудных задач. Свой вклад в безопасность внесли и разработчики Super Select II, внедрив в конструкцию травмобезопасный карданный вал, обладающий точками, в которых он складывается при серьезной аварии, не повреждая салон автомобиля.

Внедорожники Mitsubishi – представители редкого в наши дни жанра: рамная конструкция, настоящий полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала.-5

Режим 4LLc

Самый выносливый. К полному приводу и блокировке дифференциала добавляется демультипликатор. Его стихия – глубокая грязь, затопленная колея, крутые подъемы на скользкой, или обледенелой дороге, снежная «каша» по колено и даже броды глубиной до 70 см. То есть – самые суровые испытания, которые могут выпасть на долю автомобиля. Мало того, этот режим рекомендуется использовать для буксировки «в горку» тяжелых прицепов, катеров или дома на колесах. В отличие от всех предыдущих режимов, чтобы переключиться на 4LLc, недостаточно только повернуть «шайбу» в крайнее положение. Нужно полностью остановиться, поставить селектор КПП на «нейтраль», дождаться индикации подключения 4LLc на панели приборов, и только тогда этот режим будет активирован. Однако в сложной ситуации может потребоваться еще и блокировка межколесного дифференциала, активируемого отдельной клавишей R/D LOCK.

Немного опыта

Внедорожники Mitsubishi – представители редкого в наши дни жанра: рамная конструкция, настоящий полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала.-6

При крутом подъеме от вас потребуется выдержка и чувство «сцепления с дорогой». На скользкой поверхности используйте демультипликатор. Если колеса автомобиля начали пробуксовывать, лучше осторожно скатиться назад и попробовать снова. Попытка «додавить» газом может привести к тому, что машина будет проскальзывать вбок и может даже перевернуться. При спуске не следует пренебрегать электронными системами помощи водителю. Но и полностью на них полагаться тоже нельзя. Если автомобиль оборудован механической КПП, рекомендуется использовать торможение двигателем, оно не дает разогнаться машине и не провоцирует блокировку колес. Тормозом следует работать осторожно и плавно: резкое нажатие заблокирует колеса, по инерции машина начнет скользить вниз, и в итоге потеряет управляемость.