Внедорожники Mitsubishi – представители редкого в наши дни жанра: рамная конструкция, настоящий полный привод, понижающая передача, блокировка межосевого дифференциала. Потенциал трансмиссии Super Select 4WD II можно и нужно раскрывать. Но делать это правильно, чтобы не навредить машине и себе, и получить истинное удовольствие от покорения бездорожья. Впрочем, не стоит забывать, что путешествие вдали от дорог – это не всегда веселые «покатушки», для некоторых – жизненная необходимость.
4 режима работы Super Select
Система полного привода Super Select имеет 4 режима: 2H – только задний привод, 4H – полный, 4HLc – полный с заблокированным межосевым дифференциалом и самый «хардкорный» – 4LLc c заблокированным дифференциалом и понижающей передачей. Нас интересуют именно полноприводные режимы.
Немного истории
У Super Select спортивные корни. Эта система полного привода была разработана для участия в гонках Париж-Дакар спорт прототипов Mitsubishi Pajero. В гражданские версии внедорожника она перекочевала в 1992 году. Публике понравилось, что, в отличие от других внедорожников, переключение режимов происходило одним рычагом. Впоследствии, при создании Super Select II рычаг сменила шайба-селектор, управляющая сервоприводом.
Режим 4H
Полный привод с автоматической блокировкой. Это универсальный вариант, который подходит для любой дорожной ситуации и легкого бездорожья. Выпал ли снег, или вы выехали на гравийную или песчаную дорогу – подходящая задача для этого режима. Автомобиль приобретает большую устойчивость, улучшается контроль над дорогой. Также он отлично подходит для езды по разбитой дороге. Переключаться между режимами 2H и 4H можно «на лету», на скорости до 100 км/ч. ВАЖНО: производитель рекомендует переключать режимы, когда передние колеса находятся в положении «прямо».
После переключения за раздачу крутящего момента начинает отвечать межосевой дифференциал с автоматической блокировкой. Дифференциал блокируется при пробуксовке. Алгоритм следующий: если скорость вращения передней и задней оси отличается, срабатывает «самоблок», в зависимости от поколения Super Select этот «самоблок» устроен по разному. Преимущество – человек не принимает участия в выборе распределения момента. Недостаток – блокировка происходит с запаздыванием, есть риск «закопаться», поэтому для серьезного бездорожья этого режима уже недостаточно.
Немного техники
Конструктивно межосевой дифференциал отличается в зависимости от поколения Super Select. В первой итерации он был конический симметричный, «50 на 50». Super Select II была оборудована планетарным дифференциалом. Момент в Super Select II распределяется в соотношении 67% на заднюю ось и 33% – на переднюю. Обновление этой трансмиссии до Super Select II New обладает другими характеристиками: соотношение 40 на 60, раздаточная коробка стала базироваться на одном валу, вискомуфту заменил дифференциал Torsen.
Режим 4HLc
Рекомендован для форсирования сложных внедорожных участков. Раскисшая после обильного дождя загородная дорога, грязь, вязкий песок – такие условия как раз то, для чего должен применяться этот режим. Он блокирует межосевой дифференциал, и момент начинает постоянно передаваться на обе оси одновременно в соотношении «50 на 50». Включить его также можно, не останавливая автомобиль. Это уже тот самый «честный полный привод», на который любят ссылаться любители «хардкорных» внедорожников. И передние, и задние колеса работают в высоком диапазоне передач. Вывешивание одного колеса не играет критичной роли при прохождении трудного участка. Кроме того, момент распределяется одинаково постоянно, и его поведение на бездорожье более предсказуемо, нет риска, что система вдруг решит ослабить привод на переднюю ось в самый неподходящий момент.
Немного безопасности
Следует учесть, что режим 4HLc крайне нежелательно использовать на асфальтовой дороге: маневренность машины на высоких скоростях снижается, нагрузка на трансмиссию, наоборот, увеличивается. То же справедливо и для режима 4LLc, предназначенного для решения самых трудных задач. Свой вклад в безопасность внесли и разработчики Super Select II, внедрив в конструкцию травмобезопасный карданный вал, обладающий точками, в которых он складывается при серьезной аварии, не повреждая салон автомобиля.
Режим 4LLc
Самый выносливый. К полному приводу и блокировке дифференциала добавляется демультипликатор. Его стихия – глубокая грязь, затопленная колея, крутые подъемы на скользкой, или обледенелой дороге, снежная «каша» по колено и даже броды глубиной до 70 см. То есть – самые суровые испытания, которые могут выпасть на долю автомобиля. Мало того, этот режим рекомендуется использовать для буксировки «в горку» тяжелых прицепов, катеров или дома на колесах. В отличие от всех предыдущих режимов, чтобы переключиться на 4LLc, недостаточно только повернуть «шайбу» в крайнее положение. Нужно полностью остановиться, поставить селектор КПП на «нейтраль», дождаться индикации подключения 4LLc на панели приборов, и только тогда этот режим будет активирован. Однако в сложной ситуации может потребоваться еще и блокировка межколесного дифференциала, активируемого отдельной клавишей R/D LOCK.
Немного опыта
При крутом подъеме от вас потребуется выдержка и чувство «сцепления с дорогой». На скользкой поверхности используйте демультипликатор. Если колеса автомобиля начали пробуксовывать, лучше осторожно скатиться назад и попробовать снова. Попытка «додавить» газом может привести к тому, что машина будет проскальзывать вбок и может даже перевернуться. При спуске не следует пренебрегать электронными системами помощи водителю. Но и полностью на них полагаться тоже нельзя. Если автомобиль оборудован механической КПП, рекомендуется использовать торможение двигателем, оно не дает разогнаться машине и не провоцирует блокировку колес. Тормозом следует работать осторожно и плавно: резкое нажатие заблокирует колеса, по инерции машина начнет скользить вниз, и в итоге потеряет управляемость.