Найти тему
Ирина Щедрова

Фотограф-умирающая профессия или Как стать незаменимым и сохранить работу

Добрый день всем, рада приветствовать на канале «Человек в мире людей»! Сегодня продолжу тему профессиональной востребованности и рассмотрим мы этот вопрос на примере фотографов. Всем понятно и доступно.

"Повернитесь, сейчас вылетит птичка!"
"Повернитесь, сейчас вылетит птичка!"

Я часто хожу на публичные мероприятия и регулярно вижу картинку: стоит приглашенный #фотограф на смонтированной фотозоне. У него супер-камера, выставлен свет, есть проф. сертификаты какой он молодец…

А гости, приглашенные на мероприятие, делают #селфи в других локациях, просят незнакомых людей: «Вы не щелкните нас?»

И, если и приходят на спец. локацию и терпеливо ждут пока фотограф отснимет несколько кадров, тут же протягивают ему телефон: «И на телефон снимите, пожалуйста!»

Зачем?! У него же проф. оборудование, он же мастер, он обработает фотки! «Ну просто мне надо сегодня. Точнее – сейчас».

Все. Критерий времени оказывается выше профессионализма. Большинство телефонов оснащены хорошими камерами и возможностью коррекции. Ну да, не профессионально. Зато быстро.

Люди, пришедшие на мероприятие, ведут аккаунты в соцсетях. И им нужна фотография сейчас, чтобы написать пост, выложить сториз: «Я-участник форума!». И пусть фотка будет попроще, но завтра она уже не нужна совсем. Поздно.

Тогда зачем приглашают фотографа? Для организаторов мероприятия. Они, возможно, потом сделают цветной буклет или журнал и им нужны именно профессионально обработанные фотографии. Да и некогда им бегать с телефоном по гостям!

Просто у меня есть подруга, которая легко заменит любого фотографа. Ну, почти любого:)
Просто у меня есть подруга, которая легко заменит любого фотографа. Ну, почти любого:)

Часто бывая на подобных форумах, вижу, как трудится фотограф. Потом, спустя пару недель, в чате участников может появиться ссылка: «фотки с мероприятия тут».

Значит, мне нужно зайти по ссылке, скачать сотни фотографий, поискать среди них свои…
Зачем? Мероприятие прошло 2 недели назад, за это время у меня уже других было несколько…

Есть лишь один критерий, который заставит меня потратить время на перелистывание сотен фотографий – мне нужен красивый, профессиональный кадр. Не на фоне их фотозоны и логотипа. Просто хороший кадр, который я могу использовать для чего-то еще…

Будем считать это первой «фишкой» фотографа–умение поймать кадр, угадать момент, а не просто «отработать на фотозоне».

Кстати, организаторы не всегда дают себе труд выложить такой фотоальбом. Это еще один повод гостям не доверять присутствию фотографа, а снимать все самим.

«Ага, щелкал как потерпевший, а фотки ни одной не получила!»-возмущается знакомая. И она права.

Вторая "фишка" - быть внимательным к потребностям своих гостей, а не только к своим собственным.

Еще ситуация. Семейная фотосессия под Новый год. У нас маленький ребенок, а это значит, ее нужно «поймать» в кадр, а не усадить. А фотограф пытается усадить и дождаться идеального положения, чтобы все сидели правильно и смотрели в кадр.

Безнадегу ситуации первыми уловили бабушки и начали параллельно с фотографом щелкать интересные кадры на телефоны.

Под конец сватья изрекла мудрую мысль: «А зачем нам вообще фотограф? Снять помещение с фотозонами и снимай сколько влезет! Мелкую она не чувствует, кадр поймать не может, нас рассадить тоже…»

Когда, спустя почти месяц, нам прислали ссылку на профессиональные фотографии, мне они были уже не нужны. Хватило тех, снятых бабушками. Да и кто будет выкладывать в феврале фотки с елочкой?

Что главное в фотографии каждый понимает по-своему
Что главное в фотографии каждый понимает по-своему

Третья "фишка" фотографа – умение почувствовать своего клиента. Ребенок? Ловим и ребенка, и кадр. Взрослые – уметь красиво рассадить, придать правильные позы.

Сейчас вариант: «Ну вы как-нибудь покрутитесь, а я поснимаю» уже не работает.
Покрутиться я могу и без тебя! Ты мне нужен чтоб кадр выстроить, композицию, позу, цвет, свет….

«Продвинутые» фотографы сейчас часто проводят уроки по фотопозированию.

  • Это - дополнительная опция, на которую приходит клиент.
  • А еще приходит на психологию: «Этот фотограф умеет показать в кадре душу…»
  • А еще на креатив: «У всех одинаковые фотки: елка, диван, мишура, коробочки…а у нас вон чего фотограф придумал!»

Это четвертая "фишка" - постоянно добавлять актуальные бонусы. И учиться...

Мы с вами живем в эпоху избыточных предложений. Помните, был постулат: «спрос рождает предложение»?

В период СССР предложения не перекрывали спрос. Поэтому в 90-х, когда рухнул СССР и появилась рыночная, а точнее базарная экономика, для того чтобы стать успешным предпринимателем, требовалось лишь найти продукт\услугу для продажи.

Проще говоря, что бы ты не притащил на рынок в огромном бауле «челнока» - продастся абсолютно все! Спрос был огромным. Предложение скудным.

Сейчас ситуация изменилась до наоборот. Продукты, вещи, косметика, книги, бытовая техника, авто…что из бывших дефицитов не назови, все есть в пешей доступности, в интернете и даже с доставкой к порогу.

Поэтому сегодня мы конкурируем «фишками». У кого их больше, тот и продает.

Профессию фотографа, как и продавца, как и многие другие, относят к умирающим. Технологии заменяют специалиста, он больше не нужен для получения результата.

Поэтому, чтобы выжить, приходится набирать «фишки», и все они касаются личностного подхода к человеку, создания эмоций, атмосферы. Как раз того, что не умеет делать техника.

В бизнесе это называется одним словом клиентоориентированность. Кстати, об этом у меня тоже была статья

почитать можно тут.

Научимся – победим технологию, точнее подчиним ее решению своих задач. Нет – она выбросит нас из профессии. Согласны?

Если материал был интересным, не забывайте про лайки и подписывайте на канал, будем общаться.