Некоторое время назад мне на глаза попалась удивительная и очень трогательная коротенькая история. У истории есть автор, но я не помню его имени (прости меня, автор), так что это будет плагиат. Смысл истории в следующем: батюшке в церкви подарили фонарь. Динамический. Крутишь некоторое время ручку, и появляется свет. Когда прихожане предложили батюшке заменить фонарь на обычный – на батарейках, батюшка отказался. Конечно, его спросили: «А почему? Ведь обычный фонарь намного удобнее – не надо усилий прикладывать, ручку крутить. Кнопочку нажал – и все». На что последовал гениальный ответ: «Свет – это всегда усилия. Легко дается только тьма».
Какая удивительная метафора для многого в нашей жизни. Иметь дурные привычки легко, вести здоровый образ жизни – трудно. Переедать – легко, сидеть на диетах и считать калории – трудно. Заболеть – легко, быть здоровым – трудно.
А я, естественно, примерила эту метафору и на образование. Учиться – трудно. Всегда было трудно и всегда будет трудно. Мозг сопротивляется, не хочет, устает. Но в последнее время мы как будто перестали это понимать. Мы все вдруг решили, что наши дети особенные, что им напрягаться не надо, что мы сможем их научить без усилий с их стороны.
Ведь есть компьютеры, проекторы, московская электронная школа, видеоуроки и черт знает что еще. То есть все же есть! Только вот знаний почему-то нет. Учитель и поет, и пляшет, и презентации показывает, и фильмы на фрагменты режет – а отдачи нет. Как же так?
Тут мы все должны вспомнить этого мудрого батюшку: ученье, как и свет, - это всегда усилия. Причем усилия не учителя, а ребенка.
И, наверное, пора нашим детям объяснить банальное: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда». И по-другому не получится. Ни с компьютерами, ни проекторами, ни с видеоуроками – пока сам ребенок не захочет, не получится.