Сказкам сложно конкурировать с новыми детскими книгами. Слышали о клиповом мышлении? Так вот, оно прежде всего и мешает. Дети (да и взрослые тоже) привыкли к быстрой, понятной, эмоциональной информации, не требующей анализа и интерпретации.
Современные писатели идут в ногу со временем и облегчают слог, детская литература "мельчает". Маленькие читатели с большим интересом слушают динамичные истории, написанные красочно, ярко. И это не плохо, но мне кажется недостаточно для формирования личности с развитым критическим мышлением.
Можно, конечно, не мучиться и не читать то, что дается со скрипом. Но есть весомые доводы в пользу сказок:
- Русские народные сказки делают речь богаче, знакомят с расхожими выражениями: «Иванушка-дурачок», «Чудо-Юдо в перьях», «В некотором царстве в некотором государстве» и т.д.
- Сказки несут в себе нравственную ценность. Наглядно показывают, как важно быть смелым, добрым, ценить дружбу и совершать добрые поступки. Выводы не очевидны, чтобы прийти к ним, нужно подумать, поспорить, возможно, не согласиться.
- Народное творчество - срез истории. В сказках показано то, как люди жили в старину, как трудились и отдыхали, горевали и радовались.
- Дети, слушая истории про Сивку-бурку и Царевну-лягушку учатся концентрации, внимательному вдумчивому чтению.
Как же сделать сложную литературу приятнее? Я делаю так:
1. Нахожу красивые качественные издания. Например, русские народные сказки в пересказе М. Булатова, А. Толстого, М. Горького. Книги талантливо иллюстрированы, переизданы Издательством "Речь". Каждая - произведение искусства.
2. Читаю, задавая вопросы. Постранично, о смысле прочитанного, о деталях на картинках. Ребенок, вступая в диалог, увлекается быстрее. За правильные ответы и внимательность хвалю.
3. Подробно обсуждаем и фантазируем на тему прочитанного. В сказках много чудес. Вопросы вроде: "А что бы ты сделал, если бы поймал жар-птицу?", "Испугался бы, если бы встретил говорящего волка?" "А если попал бы в царство Кощея Бессмертного? ", "Как бы сражался с Чудо-Юдом?" - здорово облегчают процесс.