Найти тему
Oleg Bond

ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ТРЕНИРОВКИ

-2

1. Характеристика понятий «спортивный отбор» и «спортивная ориентация».
2. Отбор и ориентация на различных этапах многолетней подготовки спортсменов.

Особую актуальность представляет выявление перспективных спортсменов, способных достичь высоких результатов. Это обусловлено исключительно высоким уровнем спортивных результатов в современном спорте и тем, что для их достижения спортсмену необходимо обладать редкими морфологическими данными, уникальным сочетанием комплекса физических качеств и психиче¬ских способностей, находящихся на предельно высоком уровне развития. Такое сочетание, даже при самом благоприятном по-строении многолетней тренировки и наличии всех необходимых условий, встречается очень редко. Например, по статистике из 60 000 детей, пришедших в бассейн, лишь один выходит на уровень результатов мастера спорта международного класса. И лишь один из многих мастеров спорта международного класса впоследствии становится чемпио¬ном мира и Олимпийских игр.
Опыт показывает, что на первых этапах многолетней подго¬товки из поля зрения тренеров часто выпадают одаренные спорт¬смены, а в тренировочных группах остаются дети средних способ¬ностей, в силу тех или иных причин показывающие относительно высокие результаты в детском или подростковом возрасте.
В отборе способных спортсменов в процессе многолетней тре-нировки можно выделить три основные ступени. На первой из них – предварительной – выявляется целесообразность выбора ребенком занятий видом спорта на основе учета его морфофункциональных данных и психических особенностей. Отбор на вто¬рой – промежуточной – ступени решает задачу выявления у за¬нимающихся способностей к эффективному спортивному совер¬шенствованию в процессе достаточно напряженной спортивной тренировки на втором и третьем этапах многолетней тренировки. Третья – заключительная – ступень отбора связана с выявлением у спортсменов возможностей к достижению результатов между¬народного класса.
Каждая из ступеней отбора совпадает с соответствующим эта¬пом многолетней тренировки.
Таким образом, спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяю¬щих определить высокую степень предрасположенности (одарен¬ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивный отбор – длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком¬плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь¬зование различных методов исследования (педагогических, меди¬ко-биологических, психологических, социологических и др.).
Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви¬тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно¬ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана-лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро¬вья. С помощью психологических методов определяются особен¬ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь¬бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт¬сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко¬мандой.
Социологические методы позволяют получить данные о спортивных интересах детей, раскрыть причинно-следственные связи формирования мотиваций к длительным занятиям спортом и высоким спортивным достижениям.
Спортивная ориентация – система организационно-методичес-ких мероприятий, позволяющих наметить направление специали-зации юного спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного человека, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности.
Выбрать для каждого занимающегося вид спортивной деятельно-сти – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригод¬ных, исходя из требований вида спорта, – задача спортивного отбора.
Рациональная система отбора и ориентации позволяет, с одной сто¬роны, правильно укомплектовать спортивные группы наи¬более способными, а следовательно, и наиболее перспек¬тивными учениками, а с другой – помогает новичку най¬ти тот вид спорта, к которому у него имеется больше задатков, и тем самым наиболее полно раскрыть свои по¬тенциальные возможности.
Неудачный выбор спортивной специализации ведет к ненужным потерям времени ученика и тренера, вызывает непроизводительные затраты труда и средств и приводит в конечном итоге не только к большой текучести состава занимающихся, но и к определенным моральным поте¬рям – психическим травмам.
При этом, спортивный отбор и ориентация – не одномоментное событие на том или ином этапе спортивного совершенствования, а практи¬чески являются непрерывным процессом, охватывающим всю многолетнюю подготовку спортсмена.
Обусловлено это невозможностью четкого выявления способ-ностей на отдельном этапе возрастного развития или многолетней подготовки, а также сложным характером взаимоотношений меж¬ду наследственными факторами, которые проявляются в виде за¬датков, и приобретенными, являющимися следствием специально организованной тренировки.
Даже очень высокие задатки к тому или иному виду деятель-ности, свидетельствующие о природной одаренности человека, слу-жат лишь необходимой основой высоких способностей к занятиям спортом. Действительные же способности могут быть выявлены лишь в процессе обучения и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства – врожденного и приобретен¬ного, биологического и социального.

Таблица 15 – Связь спортивного отбора с этапами многолетней тренировки

Ступени отбо¬ра Задачи отбора Этапы
1. Предварительная Установление целесообразности спортивного совершенствования в данном виде спорта Начальной подготовки (1-ый)
2. Промежуточная Выявление у спортсменов способностей к эффективному спортивному совершенствованию Предварительной базовой (2) и специализированной базовой подготовки (3)
3. Заключительная Установление у спортсменов возможностей к достижению результатов международного класса Реализации индивидуальных возможностей (4) и сохранения достижений (5-й)

Методика спортивного отбора на этапе начальной подготовки определяется основной задачей первой ступени отбора – помочь ребенку правильно выбрать вид спорта для спортивного совер-шенствования (таблица 15).
Одним из основных моментов, определяющих дальнейшие спортивные успехи ребенка, является возраст начала занятий спортом (таблица 16).





Таблица 16 – Возраст начала занятий различными видами спорта

Вид спорта Возраст (лет)
Прием в ДЮСШ Прием в спортивную секцию Начала обучения одаренных детей при индивидуальном подходе
Плавание, фигурное катание на коньках 7-9 8-11 6-7
Прыжки в воду, теннис, нас-тольный теннис, бадминтон 8-9 9-11 7-8
Спортивная гимнастика, худо-жественная гимнастика, ак-робатика 10-11 11-12 9-10
Баскетбол, волейбол, футбол, ручной мяч, хоккей 10-11 11-14 9-10
Лыжный спорт, легкая атлети¬ка, конькобежный спорт 10-12 11-14 10-11
Фехтование, конный спорт, сов¬ременное пятиборье, стрельба пулевая и стендовая 10-12 10-15 10-11
Бокс, борьба, тяжелая атле¬тика 10-12 10-15 10-11

Именно в этом возрасте приступили к заня¬тиям спортом многие сильнейшие советские и зарубежные спорт¬смены. В отдельных случаях нельзя отказывать в приеме в спортивную секцию и детям, чей возраст несколько превышает приведенные границы. Например, прославленная советская лыжница Г. Кулакова приступила к занятиям в воз¬расте 20 лет. В тоже время многочисленные наблюдения пока¬зывают, что дети, приступившие к занятиям в 6–8-летнем возрас¬те во многих случаях прекращают занятия спортом в 15–17 лет, т.е. до оптимального возраста для достижения наивысших ре¬зультатов.
Уже при начальной оценке перспективности детей необходимо опираться на те качества и способности, которые обусловливают успех в спорте высших достижений. Признаки, имеющие времен¬ный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы в качестве критериев отбора. Например, при определении способностей нельзя ориентироваться на быстроту овладения техникой вида спорта. Опыт показывает, что при на-чальном обучении дети небольшого роста и крепкого сложения лучше осваивают спортивную технику, быстрее прогрессируют. Однако именно они «отсеиваются» как малоперспективные уже на первых этапах многолетней подготовки. В то же время худо¬щавые, высокого роста дети, которые зачастую на ранних этапах имеют серьезные затруднения с освоением техники, впоследствии становятся спортсменами высокого класса.
Поэтому при начальном отборе в первую очередь нужно ориен-тироваться на стабильные (малоизменяемые в ходе развития и в малой степени зависящие от тренировочных воздействий) факторы. В наибольшей мере этим требованиям отвечают морфологи¬ческие признаки. Так, по результатам исследований Н.Ж. Булга¬ковой, наблюдается тесная связь между ростом детей в 11–16-лет¬нем возрасте. В 12-летнем возрасте мальчики достигают пример¬но 86% своего будущего роста.
Именно с измерений тотальных размеров туловища в сочета¬нии с визуальной оценкой внешнего вида ребенка и необходимо начать оценку его перспективности. Например, применительно к плаванию и гребле необходимо отдавать предпочтение детям вы¬сокого роста с небольшим показателем массы. В гребле нужно обращать внимание на подростков с большой длиной туловища, большим размахом рук и широкими плечами. Для плавания от¬бирают детей пропорционально сложенных, имеющих гладкую (с нечетко обозначенным рельефом) мускулатуру, легкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. От¬бирая велосипедистов и конькобежцев, необходимо отдавать пред¬почтение подросткам с небольшим показателем массы и хорошо развитой мускулатурой бедер и голени.
При отборе часто используются расчетные методы. Например, на учете роста родителей достаточно точно прогнозируют будущий рост юного спортсмена:

рост (для мальчиков) = /(рост матери х 1,08) + рост отца/ : 2
рост (для девочки)= /(рост отца х 0,923) + рост матери/ : 2

В значительной мере обусловлены генетически и возможности системы энергообеспечения организма. В ви¬дах спорта, где решающую роль играют функциональные возмож¬ности кислородтранспортной системы (лыжные гонки, бег на длинные дистанции, велоспорт), уже при первоначальном отборе необходимо оценивать такие показатели, как МПК и ЖЕЛ. Две¬надцатилетние ребята, желающие заниматься лыжными гонками, должны иметь уровень МПК (л/мин) не менее 2–2,5, относитель¬ной величины МПК (мл/кг-мин) – не менее 47–50, показатель ЖЕЛ не менее 3000–3500 см3. В сочетании с морфологическими данными эти показатели позволяют составить представление о бу¬дущих возможностях ребенка.
В последние годы при отборе перспективных спортсменов все шире используются данные мышечной биопсии. Известно, что от структуры мышечной ткани в значительной степени зависит пред-расположенность спортсменов к достижению высоких результатов на дистанциях различной длины. Тренировка не оказывает замет¬ного влияния на сократительные свойства волокон различных ви¬дов и их процентное соотношение; индивидуальные различия в структуре мышечной ткани в основном обусловлены генетически.
Несомненный интерес представляет и учет подвижности в су-ставах, качества, существенно влияющего на уровень спортивных достижений и эффективность тренировочного процесса в большинстве дисциплин циклических видов спорта. При этом оценка подвижности в суставах осуществляется по небольшому количе¬ству показателей, определяемых рекомендуемыми для разных спортивных специализаций тестами.
Перспективы юных спортсменов во многом определяют такие специфические качества, обусловленные составом тела и его строе-нием, как гидродинамические качества пловца и обтекаемость (аэродинамические качества) тела конькобежцев и велосипеди¬стов, которые также в небольшой степени подвержены изменени¬ям в ходе спортивного совершенствования. Эти качества особенно важны для достижения успеха на средних и длинных дистанциях. Существуют различные простые и более сложные способы оценки этих качеств.
В процессе начального отбора следует широко использовать простые педагогические тесты, позволяющие оценить уровень дви-гательных способностей детей. При этом особое внимание следует отдавать тестам, поз¬воляющим оценить скоростные качества, координационные спо¬собности, выносливость при аэробной и анаэробной работе. Например, уровень координационных способностей можно опреде¬лить по качеству выполнения гимнастических упражнений при их разучивании. Оценка ставится в зависимости от амплитуды дви¬жений, соблюдения структурного и ритмического рисунка упраж¬нения, умения быстро менять темп движений в соответствии с командой.
Огромное значение при отборе детей в детско-юношеские спор-тивные школы имеет оценка состояния их здоровья. Отсутствие нарушений в нормальной деятельности организма – одно из важ-нейших условий достижения успеха в современном спорте. Даже незначительные отклонения в состоянии здоровья могут в су-щественной мере снизить приспособительные возможности организ-ма. Поэтому перед зачислением ребенка в ДЮСШ необходимо предусмотреть обязательный медицинский осмотр, во время кото¬рого особое внимание уделяется выявлению заболеваний, являю¬щихся противопоказанием к занятиям спортом, например болезни сердца, диабета, ревматизма, бронхиальной астмы и др. Необхо¬димо также проверить наличие заболеваний и травм, которые мо¬гут стать тормозом в спортивном совершенствовании спортсмена.
Важным моментом медицинского осмотра отбираемых для за-нятий спортом детей является сопоставление паспортного и биоло-гического возраста детей. Опыт осуществления работы по отбору детей в детско-юношеские спортивные школы в нашей стране свидетельствует, что часто имеет место предвари¬тельный отбор детей с ускоренным биологическим развитием, ко¬торые в дальнейшем очень быстро теряют свои преимущества и довольно рано оставляют занятия спортом. Значительно больших успехов на последующих этапах спортивного совершенствования, как правило, добиваются дети с нормальным ходом созревания или имеющие признаки замедленного биологического развития.
Существенное значение на ранних этапах отбора имеет и учет психических показателей предрасположенности к спортивной дея-тельности. При первичном отборе основными психическими пока-зателями являются желание новичка заниматься спортом, стрем¬ление получать высокие оценки при выполнении заданий, реши¬тельность и напористость в игровых ситуациях, смелость при выполнении незнакомых заданий.
Необходимо подчеркнуть, что при первоначальном отборе малопрогностичной является ориентация на показатели определе¬ния физической работоспособности. В основном они не стабильны, зависят от тренировочных воздействий и являются второстепен¬ными в процессе начального отбора. Практически бесполезными при начальном отборе являются неспецифические для того или иного вида спорта тесты, которые зачастую используют недоста¬точно квалифицированные тренеры.
Не является кри¬терием перспективности при начальном отборе и спортивный ре¬зультат. Многолетние наблюдения тренеров и специальные иссле¬дования (Н.Ж. Булгакова) показали, что спортсмены с самыми низкими при начальном тестировании результатами через год за¬нятий спортом зачастую оказываются в числе самых сильных.
Окончательное решение о привлечении ребенка к занятиям тем или иным видом спорта должно основываться на комплексной оценке по всем перечисленным критериям отбора, а не на учете какого-либо одного или двух признаков. Особая важность комп¬лексного подхода на этой ступени многолетнего отбора обуслов¬лена тем, что спортивный результат здесь практически не несет информации о перспективности юного спортсмена.
На втором и третьем этапах многолетней тренировки (предварительной полготовки и специализированной базовой подготовки) отбором и ориентацией ставится задача выявить спортсменов, способ¬ных к достижению высших спортивных результатов, эффективно¬му спортивному совершенствованию как на втором и третьем эта¬пах многолетней подготовки, так и на этапе максимальной реали¬зации индивидуальных возможностей. Решение этой задачи возможно лишь на основе комплексного анализа, в котором должны учитываться морфологические, функциональные и психические особенности юных спортсменов, их адаптационные возможности, реакция на высокие тренировочные и соревновательные нагрузки, особенности тренировки в предыдущие годы.
Уже в начале второго этапа многолетней тренировки возни¬кает необходимость в определении соответствия строения тела юных спортсменов морфологическим особенностям мастеров вы¬сокого класса.
При рассмотрении перспективности спортсмена по показателям морфологического типа следует давать не только целостную оценку перспективности (по тем же показателям, что и на пре¬дыдущей ступени отбора), но и ориентировать спортсмена на спе¬циализацию в той или иной дистанции или дисциплине.
Так на специализацию в беге на короткие дистанции следует ориентировать подростков с ростом выше среднего, с высокими силовыми возможностями мышц ног; в беге на длинные дистан¬ции — подростков с небольшим весо-ростовым индексом и высо¬кими возможностями кислородтранспортной системы. Длина тела здесь не имеет существенного значения (четырехкратный олимпийский чемпион в беге на 5000 и 10 000 м Л. Вирен (Фин¬ляндия) при росте 180 см имел массу 59 кг).
На втором этапе многолетнего отбора большое значение при-обретает оценка показателей, отражающих уровень функциональ¬ных возможностей различных систем организма. Особенно прогностичным является темп прироста таких показателей, как макси-мальное потребление кислорода, жизненная емкость легких, ми-нутный объем кровообращения и т.п.
Существенной стороной отбора на данном этапе является оцен¬ка техники выполнения различных специально-подготовительных упражнений. Об эффективности движений в большинстве цикли-ческих видов спорта свидетельствует их невысокий темп при боль-шой длине шага и высокой скорости при прохождении коротких отрезков. Особую прогностичность такая манера движений имеет при отборе и ориентации подготовки спринтеров-бегунов, пловцов и конькобежцев где все чемпионы при сравнительно невысоком темпе движений они по¬казывали очень высокую скорость на коротких отрезках.
Постоянно должен находиться в поле зрения тре¬нера, работающего с юными спортсменами уро¬вень развития физических качеств – скоростно-силовых, различ¬ных видов выносливости, гибкости, возможности системы энерго¬обеспечения, совершенство спортивной техники, экономичность работы, способность к перенесению нагрузок и эффективному вос¬становлению. При этом внимание должно быть обращено не только на абсолютные показатели тренированности и спортивных дости¬жений, но и на темпы их прироста от одного тренировочного этапа к другому.
Перспективность юного спортсмена во многом связана с совер-шенством специализированных восприятий – комплексных психо-физиологических характеристик, к которым относятся чувство вре-мени, чувство темпа, чувство развиваемых усилий, чувство воды у пловцов, чувство снега у лыжников, чувство льда у конькобежцев и т.п.
На второй ступени многолетнего отбора увеличивается значе¬ние показателей, свидетельствующих о личностно-психических ка¬чествах – психической надежности, мотивации, волевых качествах, целеустремленности, стремлении к лидерству и др. Известно, что спортсмены высокого класса отличаются настойчивостью, отсутст-вием мнительности, высокой переносимостью нагрузок. Личностные и психологические качества спортсмена являются не только критериями оценки пер¬спективности, но и дополнительными критериями при оценке пред¬расположенности к специализации. Например, необходимо учитывать, что у спортсменов, специализи-рующихся на короткие дистанции, обычно наблюдается тип слабой (реактивной) нервной системы. При этом основными признаками в поведении являются категоричность в суждении, высокая возбу-димость, быстрота смены настроения, легкость приспособления к новым условиям жизни и тренировки, быстрота перехода от сна к бодрствованию, быстрота усвоения навыков низкая концентрация внимания и необходимость применения специальных приемов для его активации. Специализирующихся на длинные дистанции отли¬чает спокойное, устойчивое настроение, трудолюбие и дисциплини-рованность, плохая приспособляемость к новым условиям. У них отмечается пониженная чувствительность к слабым раздражите¬лям, высокая концентрация внимания, объективная оценка своих возможностей, настойчивость и упорство, слабая переключаемость, малая эмоциональность.
Как и при первоначальном отборе, на второй ступени много-летнего отбора большое внимание уделяется медицинскому кон-тролю. Поскольку к этому времени уже произошел «отсев» детей имеющих явные противопоказания к занятиям спортом, особое внимание уделяется выявлению скрытых заболеваний (болезни суставов, сердца, легких и др.) и очагов инфекции в организме.
Существенной стороной второй ступени спортивного отбора яв-ляется всесторонний анализ предшествующей тренировки, опреде-ление того, за счет каких усилий юный спортсмен достиг данного уровня подготовленности. Предпочтение следует отдавать тем, кто достиг относительно высокого уровня тренированности и спор¬тивных результатов за счет тренировки с малым и средним объ¬емом работы, небольшой соревновательной практики, разносто¬ронней технической подготовки.
Задачей отбора и ориентации на четвертом и пятом этапах (максимальной реализации индивидуальных возможностей и этапе сохранения достижений) является выяснение возмож¬ностей спортсмена добиться результатов высокого класса, успеш¬но выступать в ответственных соревнованиях, легко переносить исключительно напряженную тренировочную программу и эффек-тивно адаптироваться к применяемым нагрузкам. Таким образом, отбор на данной ступени – естественное продолжение работы, проведенной на предыдущем этапе. Его эффективность определя¬ется в основном теми же факторами, однако приобретающими бо¬лее специфическую направленность.
Приступая к тренировке на четвертом этапе многолетней под-готовки, необходимо всестороннее оценить уровень общей и спе-циальной подготовленности спортсменов. При этом внимание сле¬дует обратить не только на абсолютные показатели, но и на тот прогресс, которого достиг спортсмен в результате тренировки на предыдущем этапе. Преимущество отдается тем спортсменам, ко¬торые сумели добиться больших сдвигов в уровне спортивного ма¬стерства, возможностей важнейших функциональных систем при ограниченном использовании самых мощных средств педагогиче¬ского воздействия. Чем меньшими усилиями был достигнут про¬гресс в уровне спортивного мастерства, тем большие резервы оста¬лись для дальнейшего совершенствования. Поэтому на данной ступени отбора, как и на предыдущей, большое внимание уделя¬ется анализу тренировки на предыдущем этапе многолетней подготовки. Перспективными считаются спортсмены, которые трени¬ровались по разнообразной программе, без использования пре¬дельных объемов тренировочной работы, ограничивали количе¬ство занятий с большими нагрузками, участие в ответственных со¬ревнованиях и т. п. Если при таком построении тренировочного процесса спортсмены прогрессировали, у них планомерно возрастал уровень достижений и функциональной подготовленности, и к четвертому этапу многолетней тренировки они достиг¬ли достаточно высокого уровня спортивного мастерства, то у них имеются все основания для полной реализации индивидуальных возможностей.
Одним из основных показателей, свидетельствующих о способ-ности спортсмена к значительному прогрессу на этапе максималь¬ной реализации индивидуальных возможностей, является разно¬сторонняя техническая подготовленность. Она проявляется в до¬статочно совершенном владении не только техникой вида спорта, но и в умении технически правильно выполнять большое количе¬ство разнообразных специально-подготовительных упражнений, тонко варьировать пространственными, временными и динамиче¬скими параметрами движений в процессе выполнения самых раз¬нообразных упражнений.
Особое значение приобретает оценка личностных и психических качеств спортсмена. При этом в первую очередь следует оцени¬вать устойчивость к стрессовым ситуациям соревнований, способ¬ность настраиваться на активную соревновательную борьбу, уме¬ние мобилизовать силы на финише и при острой конкуренции на дистанции, психическую устойчивость при выполнении объемной и напряженной тренировочной работы, способность контролиро¬вать усилия, темп, скорость, правильно распределять силы на со-ревновательной дистанции, а также умение показывать наивыс¬шие результаты в наиболее ответственных стартах, в окружении сильных соперников. Недаром опытные тренеры в качестве одного из важнейших критериев при оценке перспективности спортсменов используют их способность показывать в финальных стартах бо¬лее высокие результаты, чем в предварительных.
Непременным условием успешного совершенствования на чет-вертом и пятом этапах многолетней тренировки является крепкое здоровье спортсмена. Прежде чем оценить способность спортсмена к достижению наивысших результатов, необходимо убедиться в отсутствии у него заболеваний, способных стать тормозом для роста спортивных достижений, оперативно устранить незначитель¬ные отклонения в состоянии здоровья.