Найти в Дзене
ЧиТатлер

Что мешает полюбить чтение? Личный опыт

Оглавление

Я очень люблю читать! Эта привязанность к миру книг возникла еще в раннем детстве и не пропадает вот уже долгие годы. Я всегда читала и читаю теперь с большим удовольствием. Если у многих читателей любовь к чтению возникает благодаря тем или иным вещам, то я читаю вопреки.

Почему я так думаю? На днях писала статью о возникновении моей любви к чтению “Как я полюбила читать”, вспоминала различные моменты, связанные с любовью к чтению и поняла, что многое мешало мне полюбить чтение или просто читать.

Возможно ли помешать полюбить чтение?
Возможно ли помешать полюбить чтение?

Я люблю читать несмотря на постоянные запреты мамы!

Если все книжные эксперты советуют поощрять читающего ребенка, то моя мама этим советам никогда не следовала. Чтение мне нужно было заслужить. Надо было сделать уборку, вымыть посуду, приготовить обед, присмотреть за братом и даже если все было сделано, то и в таком случае всегда находился повод для замечания по поводу времяпровождения в удовольствие. Всегда находилось новое задание, которое отвлекало от интересной книги. Да, конечно бытовые дела необходимо делать, но мне было лет семь, когда они все вошли в постоянную обязанность. И до этого возраста у меня всегда было много мелких поручений.

  • Разрешено было читать в праздники и воскресные дни, потому что в эти дни не позволялось заниматься рукоделием и различными видами работ. Но сюда не входило мытье посуды, чистка овощей к обеду или приготовление этого обеда.
  • Мне не запрещали читать литературу к урокам. Подготовка к урокам была любимым занятием. Я в это время могла “официально” читать. Конечно, я пользовалась этим и “легализовала” те книги, которых по программе читать не задавали.
  • Позволялось читать пару часов по вечерам перед сном.

Меня редко наказывали физически, папа так вовсе ни разу в жизни. Мама могла отвесить подзатыльник за дело, как она считала. Но самым страшным для меня наказанием было лишение книг и возможности читать. Не сделала что-то, сегодня не читаешь. Наказана, давай сюда книгу.

Запреты питают сопротивление
Запреты питают сопротивление

Как я писала уже, все эти запреты на чтение заставляли меня читать тайком. Каким бы я ни была послушным ребенком в детстве, я нарушала не единожды запреты на чтение. И всячески старалась избежать или смягчить “приговор”.

Я не даю оценку способу воспитания моей мамы. Быть может именно такой способ помог мне стать тем, кем я стала. Но я не применяю его в воспитании своего ребенка и не рекомендую запрет удовольствий, как эффективный метод воспитания. Он способствует желанию нарушения запретов и тем чаще будут они нарушаться, чем менее совестлив ребенок.

Я люблю читать несмотря на школьную учительницу литературы!

В нашей жизни есть период, в котором преподаватели играют очень важную роль. Они оказывают на нас большое влияние. Мы воспринимаем их авторитетными личностями, даже если они того не осознают (а должны бы) и к тому не стремятся.

Детский и подростковый мозг впитывает все, как губка. Слова значимых для нас людей имеют очень большой вес. Огромное количество комплексов, барьеров, черт характера, привычек, закладывается в школе.

У меня был плохой преподаватель русской литературы!

Да, я могу сегодня так сказать, потому что жизненный опыт, аналитическое мышление, книги, которые я прочла, позволяют мне сделать такой вывод. Я могу сравнивать с другими учителями школы, лицея, в котором училась и даже университета, который окончила. Я сама преподавала в школе! Я читала много методологической, психологической и дидактической литературы. Мое заявление не безосновательно!

Должен ли учитель любить учить?
Должен ли учитель любить учить?

Наш преподаватель не горел своим делом. В школе это очень важно, любить преподавать и любить свой предмет. Еще неплохо любить детей, но это менее важно. Если “не верить” в то, что делаешь, то не “заразишь” любовью к предмету. Она была всегда равнодушна! К тому, что рассказывала, к урокам, к нам, своим ученикам.

Я всегда готовилась к урокам, я всегда читала произведения, которые нам задавали (больше 70 % книг я читала единственная в классе), я всегда выполняла домашние задания, у меня был красивый почерк, я неплохо писала сочинения и изложения, но ко мне она относилась также равнодушно, как и к остальным двадцати шести ученикам нашего класса. Любимица у нее была одна, но выделяла она ее точно не за успехи в учебе и любовь к книгам, потому что этого не было.

В жизни она спокойный человек, меланхоличного склада характера. Ясно, что невозможно от нее ждать взрывов и фейерверков, но… у нее не горели глаза! Она так флегматично относилась к предмету, что мне было обидно за русскую литературу.

Кстати говоря, тогда я не осознавала того, что у меня плохой преподаватель. Я чувствовала какое-то постоянно-нарастающее внутреннее недовольство, но не понимала причин. И я читала, несмотря на то, что преподаватель литературы убивала любое желание делать это.

Я люблю читать несмотря на то, что это не модно!

Читать не модно сегодня и не было модно тогда, когда я была ребенком. Мои друзья и одноклассники читать не любили и считали меня странной за то, что я могла предпочесть книгу любому веселому занятию. Я слыла странным и замкнутым ребенком, потому что любила читать.

Я интроверт и мне действительно нравилось проводить время в одиночестве, чем вместе с кем попало. У меня было мало настоящих друзей, потому что к ним у меня были высокие требования. Я не стану размениваться на людей, которые не соответствуют моим требованиям. Зачем тратить время на тех, которые этого не заслуживают? Мое время ценность! И только потому что книги меня никогда не обманывали, не подводили, не предавали, я выбирала их.

Этот волшебный мир
Этот волшебный мир

Мне было неинтересно что творится на дискотеке, потому что я не понимала удовольствия от бесталанного дерганья под странную музыку множества людей в темном помещении.

Мне не нравилось сплетничать за спиной менее удачливой подруги с более удачливыми, считала неправильным и стыдным это занятие.

Если бы в моем детстве были гаджеты, то я бы их конечно предпочла всему тому спорному общению со сверстниками, которое нравилось другим моим одногодкам.

Книги позволили мне сформироваться, понять что является по-настоящему значимым, составить свою систему ценностей и принципов, не вестись за показным и поверхностным. Поэтому я читаю, несмотря на то, что для тех, кто не знает истинной ценности книг, мое занятие очень не модное!

А вам мешало что-то читать? Были препятствия на пути к всепоглощающей любви к книгам? Поделитесь в комментариях!