Судьба аристократок, последовавших за мужьями на каторгу.
Представьте: живете вы в красивом Петербурге, по делам ездите в карете, по выходным – на балы и тоже в карете. И тут вдруг вашего мужа ссылают как политического в Сибирь на каторгу. Ваши действия?
Для 11 жен декабристов вопрос о том, что делать в такой ситуации, совершенно не стоял. Они без тени сомнения последовали за своими мужьями туда, где холод и минимальные удобства. Кем были эти женщины и почему они приняли такое решение?
Для начала стоит напомнить, что декабристами были участники движения, направленного на главным образом против крепостного права. Некоторых из них после восстания на Сенатской площади повесили в Петропавловской крепости, многих отправили на Кавказ воевать, а избранных аристократов отправили в Сибирь, в ссылку.
Екатерина Трубецкая стала первой, кто добился позволения последовать за мужем. Власти пытались отговорить ее, но женщина настояла на своем. Она, как и другие жены декабристов, автоматически лишилась положения в обществе и потеряла все свои сословные привелегии.
Одним из самых главных испытаний, которые выпали на долю этих женщин, была разлука с детьми. Их брать с собой в ссылку категорически не разрешалось. Так Александра Давыдова оставила на попечение родственникам шестеро своих детей, а письма, которые она им писала, доходили не ранее, чем за шесть месяцев. Вспоминайте об этом в очередной раз, когда захотите поругаться на «Почту России».
Само собой, благородные дамы не были приспособлены к выживанию в сибирских суровых условиях. Они, не знавшие крестьянского труда, учились рубить дрова и топить печь. Судя по списку вещей, которые взяла с собой Елизавета Нарышкина, она вообще мало представляла, куда едет. Она зачем-то захватила с собой в Сибирь 30 пеньюаров, столько же пар перчаток, а также чулки и вуали.
Что сподвигло жен декабристов на такой гражданский подвиг, любовь или чувство долга? До сих пор однозначного ответа на этот вопрос нет. К тому же известно, что в те времена браки по расчету не были редкостью. По признанию одной из них, Александры Давыдовой, этот поступок был абсолютно естественным:
«Какие героини? Это поэты нас героинями сделали, а мы просто последовали за своими мужьями».
А вы, девочки, готовы поехать за любимым на каторгу?