Найти тему

Рейтинг бизнес-школ Eduniversal: что с ним не так?

Несмотря на активный пиар отечественными бизнес-школами, рейтинг Eduniversal имеет весьма условное отношения к качеству программ бизнес-школы, поскольку базируется на непрозрачной методологии и частных мнениях руководителей зарубежных бизнес-школ, детально не знакомых ни с программами, ни с образовательным процессом тех, кого они оценивают.

В слабом методическом основании рэнкинга легко убедиться. Базовая оценка формируется из трех оценок: размера первой заработной платы выпускника, удовлетворенности слушателей и репутации программы.

Информация о размере первой зарплаты после МВА предоставляется самой бизнес-школой. Сообщают ли выпускники своей бизнес-школе размеры своей первой зарплаты, очевидно, является риторическим. Затем Eduniversal неизвестным науке способом определяет по каждой стране "среднюю зарплату и "средний годовой оклад топ-менеджеров" неизвестно каких компаний, а затем соотносит первое со вторым. Действие совершенно бессмысленное, т.к. достоверность исходных данных неизвестна.

Удовлетворенность студентов измеряют по анкетам, заполненными 10% выпускниками программы, что происходит при непосредственном участии самой бизнес-школы, которая предоставляет нужное число нужных контактов.

Репутация программы. 50% оценки репутации программы "оценивают рекрутеры", 50% зависит от отнесения программы к определенному уровню "пальмы" (palmes rank).

Поскольку Eduniversal не указывает, какие это рекрутеры (международные или национальные) и каковы критерии оценки, показатель "уровня пальмы", по сути, является главным.

"Уровень пальмы" определяется путем голосования 1000 деканов зарубежных бизнес-школ за те программы, которые они "могли бы порекомендовать для студентов, планирующих обучаться за рубежом" (принцип Евровидения). Очевидно, что никаких программ в российских школах зарубежные деканы не знают и информацию черпают из личных встреч в ходе международных конференций, двухсторонних контактов и прочих активностей. По свидетельству источников, для наращивания процента голосов ректоры голосуют за школы друг друга.

Вопреки неумеренным восторгам отечественных бизнес-школ по поводу оценок от Eduniversal, отношение к рэнкингу Eduniversal в мире весьма скептическое: АМВА International - игнорирует, считая рэнкинг несерьезным; Financial Times, сама составляющая один из влиятельных мировых рейтингов, не упоминает о нем вообще.

О мнимой престижности рэнкинга говорит, в частности, и тот факт, что Harward Business School и другие гранды бизнес-образования на своих сайтах не упоминают о первых местах, которыми их наградил Eduniversal. Все остальные используют это в целях маркетинга.

Западные критики Eduniversal говорят о непрозрачной методике рейтингования, о малом числе отзывов на бизнес-школу и других недостатках:

"Победители от SMBG [Eduniversal] раздражают государственные органы. "Это - еще один пример обмана с полной безнаказанностью", говорит Frank Bournois, председатель комиссии по оценке обучения и дипломам".  [Источник]

Bärbel Schwertfeger в МВА Journal пишет:«Один раз в год французская консалтинговая фирма SMBG отбирает лучшие бизнес-школы. Но метод крайне спорный. Неудивительно, что управляющий Martial Guiette на неоднократные расспросы предпочитал молчать. Еще более сомнительным является новый мастер-рейтинг, в котором также оцениваются программы, которых нет вообще. Но бизнес-школы не могут уйти от рейтинга. Будут оцениваться даже те, кто не дает какие-либо данные и прямо просит не рассматриваться.

Деканам бизнес-школ задавали один и тот же вопрос для каждой отдельной страны: «какую бизнес-школу вы бы рекомендовали перспективному человеку, желающему учиться в той или иной стране?» Но уже весь подход заумный. Потому что, какой декан может с чистой совестью оценить качество бизнес-школ в Бутане, Джибути или Йемене? И что действительно говорит его заявление о качестве школы?

Как работает эта игра, теперь известно. Так, декан одной из лучших школ рассказал о предложении коллеги из из африканской бизнес-школы: если вы хорошо оцените мою школу, то я тоже хорошо оценю вашу. Другая школа получила аналогичную просьбу от менее известной школы, даже в письменной форме. На вопрос, «Как учесть это мошенничество при оценке?», управляющий SBMG Martial Guiette промолчал. Даже информации о том, сколько деканов вообще участвовало в странном рейтинге и сколько школ их оценивали, он не дает.

Но с его сомнительным рейтингом Eduniversal, вероятно, обнаружил пробел на рынке. Рейтинг, по-видимому, хорошо воспринят неизвестными школами, которые никогда не имеют шансов попасть в один из известных рейтингов. Где еще у школы из Мавритании или островов Фиджи есть шанс получить несколько пальм? В Европейском фонде развития менеджмента (EFMD), который аккредитует бизнес-школы (EQUIS), деятельность Eduniversal наблюдают с крайним скептицизмом. Говорят, что количество пальм, которые вручают такие клубы, как Eduniversal, мало говорит о реальном качестве школы. Оценка декана часто отражает только репутацию школы, которая может быть показателем качества, но необязательно.

Единственное преимущество, которое дают такие оценки, состоит в том, что вы узнаете о самых известных школах в странах, которые иначе не известны, по крайней мере, в области бизнес-школ, потому что они либо слишком малы, либо находятся только на стадии разработки. Конечно, понятно, что менее известные или худшие школы подчеркивают свое членство в клубе. Но чем больше школа рекламирует себя с «клубным» признанием, тем больше она также сигнализирует о том, что ее качество недостаточно хорошее, чтобы выдерживать более обоснованные доказательства качества, такие как международная аккредитация или размещение в признанном рейтинге». [Источник]

Ректор Бизнес-школы ИМИСП Сергей Мордовин:

"Взяться в этот раз за перо меня спровоцировали поздравления коллег по случаю очередного присуждения моему институту высокого места в так называемом «международном рэнкинге» школ бизнеса Eduniversal...

«А в чем, собственно, проблема?» - мог бы спросить не вполне просвещенный читатель. Рейтинг международный, третий год подряд вы - в первых строчках, какие чувства, кроме законной и вполне заслуженной гордости, могут, собственно, возникать?

Но это всего лишь естественная реакция, как я уже указывал, читателей, не знакомых с проблемой глубоко. Дьявол, как это часто случается, в деталях, а именно - в методике и критериях «международного» признания.

Не вдаваясь в эти самые детали, уточняю: главный критерий - слухи... Опрос среди руководителей школ бизнеса в рамках проекта Eduniversal во всех странах проводится по принципу: «А вы о каких-нибудь школах бизнеса в стране N не слышали ли случайно?» Можно догадаться об объективности оценок и, соответственно, местах в «рейтинге», которые я и мои коллеги выставляют школам бизнеса из Кении, Индонезии или, скажем, Боливии.

Будем откровенны, знания моих зарубежных коллег о бизнес-образовании в России ничуть порой не глубже, чем мои о ситуации со школами бизнеса в странах третьего мира. В результате имеем, как правило, «международное признание» школ бизнеса крупнейших университетов (ведь названия этих университетов с большой долей вероятности слышали многие), которым и присуждается соответствующая пальмовая ветвь (символичная награда, не правда ли?). Да еще тех учебных заведений, руководители которых имеют зарубежных партнеров или просто часто посещают многочисленные и, как правило, совершенно практически бесполезные международные «элитные» тусовки, отсюда - на слуху.

А дальше начинается любимая сегодня в народе забава «померяйся рейтингами». На дипломах, сайтах, бланках, буклетах и прочих носителях корпоративной гордости появляются, ветви, звезды и аббревиатуры (непременно на латинице!) о разнообразных, но непременно «международных» аккредитациях. Ничего странного в этом не было бы, если бы мы не дезориентировали тем самым доверчивого отечественного клиента..."

Источник: (С.К. Мордовин. Российское бизнес-образование. Взгляд изнутри. - СПб: Санкт-Петербургский международный институт менеджмента, 2020, с.172-173)

ВЫВОД: никаким показателем качества образования (международного признания, ценности дипломов, котируемости у работодателя отечественного или зарубежного и т.д.) позиции в рэнкинге Eduniversal НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Для любой бизнес-школы без позиций в серьезных международных рейтингах участие в Eduniversal сегодня - это самый доступный и относительно дешевый способ засветиться в международной бизнес-образовательной тусовке, что дает ей основание превозносить свои достижения.

Больше материалов - на MBA.SU