Найти тему
Соло не на ундервуде

Что делать, если «учиться трудно, и я ничего не понимаю»

Фото из интернета
Фото из интернета

Мы существуем в век обилия информации и множества информационных каналов, и в век культа индустрии развлечений, чей продукт принимает все более и более изощренные формы.

«Мы не дадим Вам скучать», у нас «весело и вкусно», «задорно, динамично, позитивно, креативно, интерактивно» и т. п.

Мы уже искренне верим, что самое страшное, что может случиться с нами и нашими детьми, — это скука. Мы никогда не должны скучать, нам должно быть весело всегда, вне зависимости от контекста происходящего. Этакий современный вариант эпикуреизма.

Мы разучились думать, мы не хотим напрягаться, любое интеллектуальное усилие стало сродни подвигу. На этой волне бешенной популярностью пользуются тысячи бесконечных онлайн – курсов, семинаров, вэбинаров от безграмотных тьюторов, рассуждающих в стиле «просто о сложном».

Креативно, позитивно, динамично … Рекламные слоганы всевозможных курсов буквально пестрят подобными формулировками, упуская собственно описание самого процесса обучения. Или, быть может, предполагается, что в этих магических словах и есть его квинтэссенция. Или же незатейливые копирайтеры просто следуют модному тренду.

Не поступаем ли мы нечестно по отношению к нашим детям, погружая их с детства в эту атмосферу нездорового и бесконечного веселья, поддерживая этот мейнстрим, искусственно созданный ненасытными маркетологами.

Нечестность, как представляется, в том, что жизнь сложна, и веселья в ней на поверку оказывается не так много, а искусственно созданное, напускное и потребляемое в неконтролируемых количествах способно и вовсе выработать иммунитет к восприятию удовольствия.

Практический аспект порочности подобного подхода заключается и в том, что мы отучаем детей трудиться, преодолевать трудности, своими руками лепим из них инфантильных прожигателей жизни. Правда, которую не стоит, как мне кажется, скрывать от детей, заключается в том, что обучение всегда требует интеллектуальных усилий, прогресс невозможен без выхода из зоны комфорта. Речь, конечно, не идет о детях до пяти лет, для которых процесс игры, познания мира неразделимы.

Подобные сложности не страшны, их не нужно боятся и избегать, напротив, если мы хотим расти и идти вперед, мы должны сознательно направить интеллектуальные усилия на преодоление сложностей непонимания. Если ребенку было на уроке сложно, не все понятно, значит урок прошел не зря. Преподаватель хорошо сделал свою работу. Задача преподавателя - заставить обучающегося думать, заставить мозг работать. Между тем, у многих родителей установка, что ребенку не должно быть сложно на уроке. Некоторые прямо-таки негодуют, что преподаватель весь урок говорил по-английски, а ребенок ничего не понимал. Удивительно, что, когда просматриваешь с мамой ученика записи урока, обнаруживается, что большую часть обращенной к нему речи обучающийся понимал, не понимал возможно процентов десять, и объективно урок прошел отлично, эффективно. Но ребята так отвыкли от умственного напряжения, что малейшая необходимость такового создает дискомфорт. Удивительно и то, что это отнюдь не единичное явление, а тенденция.

Учиться – это сложно, обучение – это преодоление и борьба, в первую очередь, с самим собой. Не бойтесь сложностей, и да прибудет с Вами прогресс!

Закончим гениальными словами Фрэнсиса Скотта Фицджеральда (из переписки с дочерью)

«Дорогая Скотти, в те моменты, когда тебя душит отчаяние, когда тебе кажется, что у тебя ничего не получается и что невозможно ничего сделать, вот знай, дорогая Скотти: только в такие моменты ты по-настоящему идешь вперед».