2 подписчика

Что можно и что нельзя менять в своей машине, и как всё оформить

Ещё недавно российская Госавтоинспекция лояльно относилась к переделкам авто­мобилей, а под запрет попадали только доработки узлов и агрегатов, кардинально влияющих на безопасность пере­движения таких машин — например, светотехники, тормозов, рулевого управления. Но постепенно требования к конструкции и виду машин становились строже, и сегодня уже бытует мнение, что в своём автомобиле нельзя поменять вообще ничего. Особенно после того, как окончательно вступило в силу постановление прави­тельства №413, описывающее правила внесения изменений в кон­струкцию автомобилей. Давайте разберёмся, что же всё-таки можно дорабатывать само­стоятельно, как реги­стрировать переделки и чем сегодня авто­владельцам грозит пренебрежение этой процедурой.

• Зачем необходимо регистрировать изменения в автомобиле
• Какие переделки не требуют регистрации
•  На какие доработки не дадут разрешение
•  Замену каких элементов нужно оформлять
•  Можно ли ставить фаркоп и дополнительный багажник
•  8 шагов по легализации изменений в конструкции
•  Чем грозит переделка без оформления

Итак, совсем коротко

Ещё недавно российская Госавтоинспекция лояльно относилась к переделкам авто­мобилей, а под запрет попадали только доработки узлов и агрегатов, кардинально влияющих на безопасность пере­движения таких

Зачем необходимо регистрировать изменения в автомобиле

Международное и российское законо­дательство признаёт автомобиль источником повышенной опасности. Поэтому к нему и ко всем его компонентам предъявляют особые требо­вания, среди которых – соответ­ствие определённым стандартам безопасности.

В России действуют стандарты, общие для стран-участниц Таможенного союза — эти правила были приняты в 2011 году и время от времени допол­няются. Они отражены в техническом регламенте «О безопасности колёсных транспортных средств».

Каждый серийный автомобиль, поступающий в продажу, должен пройти процедуру серти­фикации, которая подтвердит, что он соответ­ствует стандартам и что его конструкция безопасна для использо­вания. Поскольку в случае с серийным автомо­билем речь идёт о принципах унифициро­ванного производства, то по резуль­татам серти­фикации нескольких экзем­пляров одной модели выдают разрешение — так называемый «Сертификат соответ­ствия типу ТС», которое будет распро­страняться на все машины этой модели и её модификации.

Теперь представим, что тюнер-энтузиаст или поклонник оффроуда берёт вполне конкретный серийный автомобиль и дорабаты­вает его на своё усмотрение, используя детали, которые ему больше нравятся. В этом случае формально уже нельзя говорить о том, что конструкция автомобиля осталась прежней, а значит, невозможно и поручиться, что доработанный автомобиль безопасен. Подтвердить его безопасность способно только всестороннее исследо­вание обновлённой конструкции, которое должны провести технические специалисты.

Постановление правительства РФ №413 описывает процедуру проверки такой изменённой конструкции. А поскольку машина доработана не на сертифи­цированном серийном произ­водстве, то каждый такой проект должен проходить проверку в индивиду­альном порядке.

Ещё недавно российская Госавтоинспекция лояльно относилась к переделкам авто­мобилей, а под запрет попадали только доработки узлов и агрегатов, кардинально влияющих на безопасность пере­движения таких-2

Когда переделки не требуют регистрации

Пункт 77 технического регламента Таможенного союза «О безопас­ности колёсных транспортных средств» говорит о том, что проверку на безопас­ность не нужно проходить, если на машину установлены предназ­наченные для неё детали. То есть такие, которые проверялись на «совмести­мость», и на которые у их изготови­теля есть соответ­ствующие документы.

Не попадают в категорию доработок и плановые замены деталей — например, по мере износа. Если во время ремонта вы меняете рулевые тяги на точно такие же или на детали с теми же характеристиками, то никакая их реги­страция не нужна. Можно доустанав­ливать на машину детали и оборудо­вание, которые предусмотрены заводом, — это должно быть указано в эксплуатаци­онной документации к машине, а также в бумагах к самому оборудованию.

Например, на серийной машине преду­смотрены противо­туманные фары, но в вашей комплектации их нет. Можно дооборудовать ими свой авто­мобиль самому, однако поставить их надо в предназ­наченные автопроизво­дителем посадочные места и крепления. И не любые фары, а только те, которые выпускаются для данной модели машины. А вот если вы решили поставить на свой французский седан тяги от японского внедорожника, то это уже считается вмешатель­ством в конструкцию.

Проблема в том, что формулировка пункта 77 не совсем точная. Он допускает установку компонентов, предназ­наченных «для этого транс­портного средства», что можно трактовать и как модель автомобиля, и как конкретный экзем­пляр. Во втором случае в ГИБДД могут посчитать установку тех же противо­туманок уникальной доработкой и требовать от владельца получения на неё разрешения.

Как из этой правовой коллизии выйдет ГИБДД, покажет практика. Но автовладельцу нужно быть готовым к тому, что мало-мальские изменения будут трактоваться как конструктивное вмешательство – в соответ­ствии с «буквой закона».

Ещё недавно российская Госавтоинспекция лояльно относилась к переделкам авто­мобилей, а под запрет попадали только доработки узлов и агрегатов, кардинально влияющих на безопасность пере­движения таких-3

На какие доработки не дадут разрешение

Сразу нужно отказаться от идеи переделывать машину, на реги­страцию которой наложены ограни­чения, или находящуюся в розыске. Лучше дождаться снятия этих ограни­чений или выбрать другой вариант.

Правила запрещают выдавать разрешение на переделки, если те могут повредить или уничтожить VIN автомобиля. Также вне закона изменения, после которых суще­ственно вырастет максимальная масса машины или её колесная база. Тут показатели не могут быть выше, чем в уже действующих серти­фикатах типа ТС.

Нельзя заменять кузов или его части на те, что не преду­смотрены маркой транспортного средства. И это может стать некоторой проблемой для любителей тюнинга. Полёт их творческой фантазии ограничили рекомен­дациями произво­дителя или сертифи­циро­ванными деталями. Кроме того, на машину не удастся поставить грузо­подъёмное оборудо­вание, если оно не было признано совместимым с машиной.

Ещё недавно российская Госавтоинспекция лояльно относилась к переделкам авто­мобилей, а под запрет попадали только доработки узлов и агрегатов, кардинально влияющих на безопасность пере­движения таких-4

Замену каких элементов необходимо обязательно оформлять

Тут для автомобилистов приятного мало: список нештатного оборудо­вания, на которое придётся просить разрешение, получился длинным и охватывает значитель­ную часть систем автомобиля. Кстати, оформлять изменения придётся и в том случае, если захочется что-то убрать из автомобиля. По логике закона, авто­мобиль в этом случае тоже перестаёт соответ­ствовать конструкции, заявленной изготовителем.

Двигатель. Потребуется разрешение и проверка любых силовых агрегатов, если они отличаются о того, что стоял «с завода». Чип-тюнинг тоже считается измене­нием конструкции. О нюансах процедуры оформления замены мотора мы писали в отдельной статье. Также почитайте подробно, как оформить установку ГБО – оно тоже подпадает под новые правила.

Кузов. Готовьтесь к легализации нестандартных бамперов, порогов, подкрылков, а также любого дополни­тель­ного обвеса, включая плавники, лайтбоксы и экраны на крыше такси.

Свет. Под правила подпадают все нестандартные фары или допол­нительный свет — даже если речь о подсветке номера. Необходимо также отдельно регистрировать не преду­смотренный конструкцией ксеноновый свет, галогеновые лампы не стандарти­зированного в техрегламенте формата.

Колёса. Нештатные колёса и шины не нужно легализовывать, если их типо­размер есть в списке преду­смотренных для вашей модели автомобиля. А вот просить разрешение на нестан­дартные болты придётся — на них распро­страняются требования техрегламента.

Другие системы. Придётся получать разрешение на несерийные элементы подвески, рулевого управления (включая и сам руль), компоненты системы выпуска, тормозной системы, колёсные проставки, неоригиналь­ные кресла водителя и переднего пассажира, ремни безопасности.

Навесное оборудование. Лебёдки, силовые бамперы и прочие элементы внедорожного оснащения требуют разрешений на установку. Отдельный разговор – о прицепных устройствах (фаркопах) и багажниках на крышу.

Ещё недавно российская Госавтоинспекция лояльно относилась к переделкам авто­мобилей, а под запрет попадали только доработки узлов и агрегатов, кардинально влияющих на безопасность пере­движения таких-5

Можно ли поставить фаркоп и дополнительный багажник

Вопрос о «шарах» для прицепов и багажниках вызвал бурное возмущение автомобилистов ещё летом 2020 года, так что ГИБДД было вынуждено выпустить на этот счёт специальное пояснение.

Всё зависит о того, что именно и каким образом владелец хочет установить. Если речь идёт о кустарной продукции, которая к тому же намертво привари­вается к силовой структуре кузова, то это характерный пример вмешатель­ства в конструкцию. И тут процедуры получения разрешения и дальнейшей легали­зации оборудования не избежать.

Но если фаркоп официально предусмотрен в конструкции машины и его можно заказать в качестве опции – то проблем быть не должно. Однако необходимо выбирать такой узел, который разрешён к установке произво­дителем и имеет подтвер­ждающий это сертификат соответствия.

Та же ситуация и с вещевыми боксами, которые крепятся на крышу, и с нештатными рейлингами. Если у машины есть посадочные места для их установки, разрешение на установку не требуется. Но в отношении таких деталей действует то же правило, что и с прицепными устройствами: можно устанав­ливать только те модели, которые сертифицированы для использо­вания на вашей машине. А сертификат обычно идёт к каждому багажнику.

Ещё недавно российская Госавтоинспекция лояльно относилась к переделкам авто­мобилей, а под запрет попадали только доработки узлов и агрегатов, кардинально влияющих на безопасность пере­движения таких-6

8 шагов по легализации изменений в конструкции

Шаг 1. Предварительная экспертиза. Неважно, сделали вы уже что-то с машиной или только готовитесь доработать, – сначала необходимо обратиться к экспертам за предвари­тельной оценкой. Они скажут, насколько после переделки машина в принципе будет безопасной.

Главный по таким техническим услугам – Центр технической экспертизы ФГУП «НАМИ». Но лицензиро­ванные испыта­тельные лаборатории, которые могут дать заключение, есть и в других регионах. Список организаций, имеющих аккреди­тацию, есть на сайте Федеральной службы по аккредитации и на сайте Евразийского экономического союза.

Чтобы проект взяли на оценку, помимо документов на машину и своего паспорта владельцу потребуется заполненное заявление. К нему надо приложить общее техническое описание проекта, лучше всего – сразу с чертежами, расчётами и прочей технической документацией. На все заменяемые агрегаты нужны сертификаты соответствия.

Лаборатория рассмотрит этот набор документов и может выдать один из трёх — обязательно обоснованных! — вариантов заключения. Отказ возможен, если конструкцию посчитают небезопасной. Проект также могут вернуть владельцу и попросить доработать — при этом он должен получить рекомендации экспертов, как правильно это сделать. И самый желанный исход — все изменения предварительно одобрят.

Если водитель предоставил экспертам только проект, то ему могут выдать отдельные рекомендации о том, сотрудники какой квали­фикации должны выполнять работы, а какие работы можно произвести самостоятельно.

Это предварительное заключение попадёт в единый электронный реестр, где его привяжут к VIN автомобиля.

Шаг 2. Разрешение от ГИБДД. Чтобы получить разрешение ГИБДД, нужно подать заявление — быстрее всего через Госуслуги. К нему нужно приложить свой паспорт, СТС и ПТС и предваритель­ное заключение экспертов. ГИБДД выдаст решение в течение трёх дней, а отказ обязано обосновать. С разре­шением можно ехать в сервис.

Шаг 3. Сертификаты на работы. Помните рекомендации экспертов? В вашем проекте могут быть работы, для которых нужен сертифи­цированный специалист. Поэтому лучше обратиться к сертифи­цированному мастеру или искать сертифи­цированную СТО, где смогут подтвердить, что её мастера аттестованы должным образом.

После всех переделок от сервиса (или мастера) нужно получить акт выпол­ненных работ и заявление-декларацию. В последнем документе укажут все изменения, который внесли в конструкцию машины. Они не могут отличаться от тех, что фигурируют в предваритель­ном заключении. На самостоятель­ные, которые владельцу позволили сделать эксперты, составляется аналогичная декларация — её заполняет сам владелец. Форма декларации есть в приложении к стандарту оценки изменений.

Шаг 5. Техосмотр. После всех доработок автомобиль должен пройти технический осмотр и получить диагно­стическую карту.

Шаг 6. Техническая экспертиза. Официально эта процедура называется проверкой безопасности конструкции транспортного средства после внесённых в неё изменений. Её может проводить та же организация, что делала предварительную экспертизу. Но можно выбрать и другую. В любом случае придётся вместе с машиной предоставлять весь комплект документов.

К паспорту, СТС и ПТС прибавятся:

  • результаты предварительной экспертизы;
  • разрешение от ГИБДД;
  • все бумаги из СТО: копии сертификатов, подтверждение оплаты услуг и декларации-заявления;
  • диагностическая карта.

Эксперты изучат все документы и обязательно осмотрят саму машину, исследуют обновлённую конструкцию и сделают заключение о её безопасности.

Выводы будут в протоколе техэкспертизы, который владелец получит на руки. Если нужны доработки, в документе укажут, что именно сделать, чтобы привести машину в соответ­ствие с техрегламентом. Тогда после устранения недочётов нужно будет снова приехать на экспертизу. В идеальном сценарии техпротокол сразу подтвердит, что конструкция безопасна.

Шаг 7. Свидетельство о соответствии типу ТС. С протоколом и документами, полученными на всех предыдущих шагах, нужно поехать в то же отделение ГИБДД, которое выдавало разрешение. К пакету бумаг следует добавить заявление на услугу и копию квитка об оплате пошлины за свидетель­ство о соответ­ствии типу. Инспектор изучит все документы и осмотрит машину, чтобы подтвердить, что заявленные и пред­писанные изменения полностью выполнены. Затем выдаст свидетельство.

Шаг 8. Перерегистрация. Теперь у владельца будет 10 дней, чтобы оформить внесение изменений в ПТС и СТС. Тут процедура мало чем отличается от любых других регистрационных действий. А к пакету обычных для такого случая документов добавляется лишь свидетель­ство о соответствии типу.

Ещё недавно российская Госавтоинспекция лояльно относилась к переделкам авто­мобилей, а под запрет попадали только доработки узлов и агрегатов, кардинально влияющих на безопасность пере­движения таких-7

Чем грозит переделка без оформления

Сейчас после первой встречи с инспектором на дороге за неузаконенный тюнинг выпишут штраф в 500 рублей, как и предписано статьёй 12.5 КоАП. Но дальше планируют вводить ужесточения. Например, если через 10 дней с момента штрафа недочёты не будут устранены, регистрацию автомобиля приостановят. Тогда ездить на нём будет нельзя — на первый раз за езду без регистрации оштрафуют на 500–800 рублей, а во второй — уже на 5000 рублей или лишат права управления автомобилем на срок до 3 месяцев.

Ещё более серьёзные ужесточения — пока в проектах. Готовятся поправки к закону о техническом осмотре, по которым нужно будет успеть устранить признанные незаконными изменения в течение трёх суток. А затем пройти внеочередной техосмотр, который подтвердит, что машина исправна и безопасна.

Хотя постановление о правилах регистрации тюнинга вступило в силу 1 февраля 2021 года, владельцам машин пока можно не торопиться с легализацией изменений. Потому что до 1 июля 2021 года это в принципе невозможно сделать — так как только с середины лета вступит в силу ГОСТ 33670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответ­ствия», используя который, эксперты будут определять, безопасны изменения в конструкции или нет. До тех пор официально сделать это невозможно – в том числе и инспектору ГИБДД. Так что даже 500-рублёвый штраф прямо сейчас можно оспаривать. Как это сделать, мы писали в отдельной статье.

Итак, совсем коротко

– Правила легализации машин с конструктивными изменениями вступили в силу 1 февраля 2021 года, но сами требования к тому, в каких случаях необходима регистрация, не поменялись.
– На все детали, которые изготовитель машины не предусмотрел для установки с завода, требуются разрешение ГИБДД и одобрение испытательной лаборатории. То же самое нужно делать с деталями, которые не сертифи­цированы для использования на машине. В частности, необходимо легализовывать нестандартные рули и передние сиденья, лампы, элементы подвески, тормозов и системы выпуска.
– Внешние съёмные багажники и сертифи­цированные фаркопы не попадают под запрет и не требуют оформления как доработки – об этом ГИБДД выпустило отдельные разъяснения.
– При отсутствии необходимых согласований на доработки инспектор ГИБДД может выписать штраф в 500 рублей за нарушение правил эксплуатации ТС. Однако до 1 июля 2021 года его можно и нужно оспорить, так как до этого момента правильно оценить легитимность доработок невозможно.
– С 1 июля в РФ вступят в силу стандарты, в соответствии с которыми эксперты будут оценивать конструкцию машины, а также методика её проверки.
– Следующими шагами в контроле над тюнингом автомобилей преду­смотрены ужесточения ответ­ственности для владельцев – в частности, приостановка регистрации ТС из-за незаконных доработок. Получить на них разре­шение или устранить изменения необходимо будет в течение 10, а в некоторых случаях — в течение 3 дней.