Спасательные корабли из нескольких стран отчаянно ищут пропавшую в среду подводную лодку с 53 людьми на борту.
Подводная лодка со стальным корпусом может удерживать лишь определенное количество пригодного для дыхания воздуха. Это происходит быстрее, когда в ограниченном пространстве втиснутся 53 человека.
В какой-то момент рано утром в субботу жизненные силы моряков на борту KRI Nanggala-402, подводной лодки ВМС Индонезии, пропавшей без вести со среды, могут закончиться.
Поисковые команды из США, Индии, Малайзии, Австралии и Сингапура, а также ВМС Индонезии отчаянно собирались в водах к северу от индонезийского острова Бали в надежде найти подводную лодку и спасти ее команду.
Пока что Нанггала нигде нет.
«Если спасение займет больше времени, шансов будет меньше», - сказал Сусанингтиас Нефо Хандаяни Кертопати, индонезийский военный и разведывательный аналитик. «Шансы на выживание очень малы. Надежда становится все тоньше ».
Nanggala принимал участие в торпедных учениях перед рассветом в среду, когда запросил разрешение спуститься в Балийское море. Запрос был удовлетворен, но с подводной лодкой не удалось установить дальнейший контакт. Аварийные пинги к субмарине остались без ответа. Официально Нанггала была утеряна.
Через несколько часов военно-морской флот обнаружил нефтяные пятна в водах вокруг места затопления Нанггала. В четверг он обнаружил какой-то объект с сильной магнитной подписью в том же районе на глубине от 50 до 100 метров.
Но неизвестно, приведет ли либо к подводной лодке, либо есть выжившие.
Нефтяное пятно могло произойти из-за трещины в корпусе Nanggala, сказал Джулиус Виджохоно, представитель ВМС Индонезии. По словам военно-морских аналитиков, это также может быть отчаянный маркер SOS, посланный экипажем, когда подводная лодка затонула по какой-то необъяснимой причине.
По заявлению военно-морского флота, судно Nanggala способно выдерживать давление на глубине до 500 метров. В суровом районе Балийского моря, где работала подводная лодка, есть долины, которые опускаются на 700 метров. Военно-морские эксперты опасаются, что если «Нанггала» потеряет мощность и упадет в одну из этих подводных траншей, его стальной корпус может расколоться, как мягкий плод.
Хотя основные запасы кислорода в Нанггале, скорее всего, сначала закончатся, подводные лодки построены с резервными системами, которые могут в течение некоторого времени обеспечивать деградированный, но все же пригодный для дыхания воздух. Продолжительность работы такой системы зависит от ряда факторов, в том числе от того, насколько хорошо обслуживается оборудование, говорят эксперты по подводным лодкам.
В то время как 53 человека находились на Нанггале, когда она исчезла, подводная лодка была построена для размещения 34 членов экипажа, согласно спецификациям, выпущенным ВМС Индонезии во время более ранних учений. Было бы неплохо, если бы во время учений на борту находилось больше людей, но добавленные люди почти наверняка исчерпали бы запасы воздуха быстрее.
Один из тех, кто находится на борту «Нанггала», когда он готовился к торпедным учениям в среду, - командующий подводным флотом Индонезии.
Построенная в 1977 году в Германии, Nanggala была полностью переоборудована в 2012 году. Хотя военно-морской флот утверждает, что все документы по техническому обслуживанию судна в порядке, субмарине 44 года.
«Мы не можем отрицать, что у каждого элемента оборудования, достигшего своего возраста, есть стоимость жизненного цикла», - сказала Конни Рахакундини Бакри, эксперт по обороне из Университета Индонезии. «Какими бы хорошими ни были наши услуги по обслуживанию, ремонту и эксплуатации, есть усталость».
Подводный флот Индонезии имеет еще одну немецкую модель того же года изготовления, что и Nanggala, а также три более новых южнокорейских. Индонезия, страна тысяч островов, разбросанных по экватору, является крупнейшим архипелажным государством в мире. Но его флот устарел.
Аварии с подводными лодками случаются редко, а спасения еще реже. Но они случаются. В 2005 году семеро моряков на борту подводной лодки ВМФ России, запутавшейся в рыболовной сети, были спасены всего за несколько часов до того, как у них рассеялся кислород.
До Нанггалы в последнее время на длительное время пропадали без вести только две подводные лодки, одна из Аргентины, а другая из Северной Кореи.
В другом случае, в 2000 году, подводная лодка ВМФ «Курск» затонула на дно после взрыва на борту. Все 118 человек погибли после того, как спасателям потребовалось несколько дней, чтобы добраться до подводной лодки, а у 23 моряков, выживших после взрыва, закончился кислород.
В понедельник индийский корабль, оснащенный миниатюрным подводным аппаратом, способным проводить подводные спасательные операции, должен прибыть в Балийское море, чтобы помочь в поисках. По словам индонезийских экспертов по обороне, если резервная система фильтрации воздуха будет полностью готова к работе, любые выжившие моряки смогут продержаться до тех пор.
«Я настроен оптимистично», - сказала г-жа Бакри, которая дружит с некоторыми членами экипажа на борту «Нанггала». «Но, опять же, если это 700 метров, забудьте об этом. Ничто не поможет ».