Император покинул зал. (история провала премьеры оперы "Руслан и Людмила".)

703 прочитали
Михаил Глинка. Композитор.
Михаил Глинка. Композитор.

Через шесть лет после успеха связанного с премьерой первой оперы "Жизнь за царя"("Иван Сусанин") Михаил Глинка подготовил новую оперу "Руслан и Людмила". Премьера проходила не той же сцене Большого театра в Санкт-Петербурге. Тогда ещё был такой. Более того, композитор выбрал для этого случая, ту же дату, что и шесть лет тому назад, полагаясь наудачу. К тому времени имя Михаила Глинки уже много значило в профессиональных музыкальных кругах, не только Санкт-Петербурга. В Большом театре произведение ждали и немедленно приступили к подготовке.

В 1842 году, в ожидании премьеры оперы «Руслан и Людмила», одна из петербургских газет сообщала: «Великое празднество готовится для нас: с волшебной музыкой Глинки. Вы услышите волшебные стихи Пушкина; гениальный композитор и гениальный поэт являются на сцене вместе».

Писали о необыкновенных технических эффектах, о роскошных декорациях, ведь за эскизы к ним художник А. Л. Роллер получил звание академика. В. Ф. Одоевский писал 18 октября в «Литературной газете»: «Роскошь костюмов и постановки превзойдет богатством своим все, что мы до сих пор видели на театре. Можно ли сомневаться, что опера будет иметь огромный успех? Роллер – большая голова на выдумки, больше той, которая вас удивит и напугает».

Театр бы полон. Приехал Император с семьёй. Придворные. Ценители искусства оперы. То что случилось потом трудно объяснить даже сейчас. То ли замена в одной из ведущих партий молодой неподготовленной актрисой. То ли  эпизод с Головой во втором действии, который  привел зрителей в недоумение: «В ней сидит целый хор и ревет из нее, как стадо быков». 

Через шесть лет после успеха связанного с премьерой первой оперы "Жизнь за царя"("Иван Сусанин") Михаил Глинка подготовил новую оперу "Руслан и Людмила".-2

То ли новые подходы, которые решил использовать композитор.

Но это был провал! Император, недослушав, покинул зал. Публика шикала на финальных аплодисментах потому как, изрядно устала. Если первый акт был принят с интересом, то на пятом с нетерпением ждал окончания. Глинка вспоминает:

" В конце 5-го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра. Я обратился к бывшему тогда в директорской ложе генералу Дубельту: „Кажется, что шикают; идти ли мне на вызов?” — „Иди, — отвечал генерал, — Христос страдал более тебя”».

Публика называла оперу многострадальной, критики обвиняли в том, что ей не хватает драматического действия. И лишь немногие оценили новый жанр, который Николай Римский-Корсаков позже назвал эпической оперой. Сегодня «Руслан и Людмила» — классика музыкального театра. Только на сцене Большого театра ее исполняли около 700 раз.

P. S. 

"Мученица нашего времени", — так называл оперу В. В. Стасов. Вскоре она была снята с репертуара, в дальнейшем либо не исполнялась вообще, либо ставилась от случая к случаю. Глинка говорил: «Поймут моего „Руслана” лет через 100». Но произойдет это гораздо раньше. После смерти Глинки, в зале Дворянского собрания в Петербурге, 8 марта 1857 года был дан концерт Филармонического общества, в котором наряду с другими произведениями Глинки была исполнена большая часть оперы «Руслана и Людмилы». 10 марта газета «Русский инвалид» писала: «Благоговейное внимание всех и потом неумолкаемые рукоплескания — доказательство того, что настала пора верной оценки для Глинки… Отныне Пушкин и Глинка будут жить нераздельно в наших представлениях».