Как я уже неоднократно рассказывала, мы приехали в Финляндию на наших двух машинах. У мужа была Шкода Октавия, серебристая красавица-универсал чешской сборки с огромным багажником, а у меня старенький Рено Логан, мой верный дружок, обладающий аэродинамикой кирпича и восхитительно высоким клиренсом, благодаря чему мне не страшны никакие сельские дороги. Ещё у нас были два верхних багажника, так называемые "лодки". Это, кстати, была забавная история, когда Юра приехал на мойку машин по записи, и Шкоду сразу взяли в бокс, а стоявший в живой очереди дедок возмутился и прибежал ругаться: "почему это мужчина с лодкой вперёд меня пролез?!?". Так вот, во вместительную "лодку" влезает куча вещей. Один бокс у нас был свой, второй нам дал на пользование наш замечательный друг. В результате Логан стал похож на карикатурного грузина с кепкой-"аэродромом", но что поделать.
Так вот, на таможне при въезде несколько раз объяснили, что у нас есть право держать машину в стране только 6 месяцев, после чего надо либо платить налог, т.е. растаможивать, либо увозить машину в Россию. Это нам и так было известно, Юра много общается на разных форумах и изучает матчасть. Изначально планировалось приехать в Россию до либо после Нового года и оставить там машины для последующей продажи. Но, как вы понимаете, эпид.обстановка нам это сделать не позволила. Не проблема въехать в Россию, мы граждане страны и имеем на это право. Проблема потом ВЫехать из России, так как своё право однократного выезда к месту жительства мы уже использовали при переезде.
Чем ближе было дело к Новому Году, тем больше мы нервничали. Начали уже придумывать всякие обходные пути, как можно машины переправить, но всё было крайне непросто, практически невозможно. Тут наша добрая знакомая рассказала, что с 1 января вступают в силу изменения в финском законе, и теперь вроде как мы имеем право на пользование машинами без уплаты налога на период действия второй короткой визы, то есть ещё на полгода. Так как у нас на руках уже был новый трудовой договор, мы сразу после НГ скачали с сайта налоговой бланк заявления и в первый же рабочий день, 4 января, отправились в налоговую. Сотрудница очень удивилась нашему вопросу и сказала, что она вообще не в курсе, она ещё про это не знает, и вообще она никогда машинами не занималась. Тем не менее сразу залезла на сайт, быстренько почитала и заявление приняла. Теперь ждите, говорит, месяц-два, потому как программное обеспечение меняется, могут быть задержки. Ок. Мы переехали уже в Нурмиярви, но никаких писем так и не получили. К счастью, в Финляндии чётко работает система пересылки корреспонденции при переезде на другой адрес, и мы были спокойны, что письмо не потеряется. Тем более было непонятно, когда же придёт ответ, не нарушаем ли мы закон, можно ли пользоваться машинами? А за нарушение налогового законодательства, между прочим, даже депортировать могут. Ну или по крайней мере отказать в выдаче следующей визы.
Тут ситуация отчасти разрешилась сама, без нашего участия. Говорю же, мне вообще нельзя желания свои вслух произносить, они сбываются, но как-то немного искажённо... В общем, наша серебристая ласточка, наша красавица и умница Шкода, на которой мы исколесили всю Европу с собаками и потом с детьми, которая подарила нам тысячи километров безупречной работы, попала в аварию. Обиднейшим образом, в выходной, среди бела дня, на пустой дороге, в Финляндии, на скорости 50 км/час. Мы только начали тут жить, город ещё был незнакомый, Юра отвлёкся на навигатор и не заметил светофор. И влетел в "Мерседес". Рефлекторно успел слегка крутануть руль, удар пришёлся в основном на правую часть переда. На переднем пассажирском сидении был дедушка. У Юры сработала подушка безопасности, у деда была отключена, так как на этом месте очень часто ездили дети в автокреслах. Весь перед разбит, пострадало много чего. Заклинило колёса. "Мерседесу" попали в среднюю стойку, у него сработали боковые подушки, выбило стёкла. К счастью, там никто не пострадал. Юра тоже не пострадал, деда тряхануло и притянуло ремнём, но ничего серьёзного. На место быстро (в течение 10 минут) прибыла полиция и спасатели, аварийный комиссар из страховой компании "Мерседеса". Нашу несчастную машинку спасатели оттащили с проезжей части на примыкающую дорогу и закинули в сугроб. Слава богу, что мы буквально за несколько дней до аварии сделали новую "Зелёную карту", которая полностью покрыла ремонт пострадавшей машины. Не представляю, во сколько это могло бы обойтись, но у нас точно столько нет.
Дружелюбный и спокойный 2-метровый полицейский с пистолетом в кобуре дал подробные инструкции, как и что делать дальше. Надо было вызвать эвакуатор, так как машина ни своим ходом, ни на буксире передвигаться не могла. Но до дома оттуда всего 5 минут езды, а эвакуатор запросил 200 евро. Поэтому было решено оставить пока машину на тихой улочке до решения важного вопроса - что же делать с ней дальше. В первую же ночь у нас спёрли аккумулятор. Он был практически новый, полтора года назад купленный. Я плакала. Не так жалко было аккумулятор, как свои рухнувшие фантазии о спокойной европейской жизни, где не тырят аккумуляторы. Так мы и в России могли остаться с тем же успехом. Я не в такую Финляндию ехала! Многие знакомые потом сказали, что это здесь нормально, так как страховка обычно полностью покрывает все расходы, в т.ч. потерю аккумулятора. Но у нас-то страховки не было! Вот ведь сволочи какие, видели же, что машина с иностранными номерами! Капец...
Штраф за нарушение правил дорожного движения, повлекшее за собой ДТП, составил 112 евро. Пришлось заплатить. В страховую Юра позвонил, попросили прислать какие-то документы и скан страховки, на этом все хлопоты закончились.
После аварии мы неделю ездили на Логане, но всё равно нужна была вторая машина, нас же много, мы в Логан не помещаемся, да и у него свои проблемы со здоровьем. Купили с рук старенький 7-местный Seat Alhambra, который обошёлся нам всего в 1250 евро и уже доставил немало хлопот. Впрочем, теперь обласкан, ухожен и катается нормально. А главное, что у него финские номера и финская страховка. 500 евро.
Удалось найти русских ребят, которые занимаются ремонтом машин, и они пригнали джип с прицепом, с трудом и не с первой попытки погрузили нашу несчастную машинку и увезли на бесплатную парковку в Котку, поближе к границе. 120 евро. В течение следующего месяца решались вопросы с эвакуатором. Искали подходящий, потом нужно было оплатить какие-то сборы, заполнить и доставить документы. Всю схему мы даже не знаем, всё сложно. В назначенный день эвакуатор оказался на границе, откуда Юре позвонил разъярённый таможенник и стал кричать в трубку, что мы совершаем преступление, что у нас не заплачен налог и будут теперь большие неприятности. Мы поседели. Он покричал-покричал, но потом выяснил, что обратно после ремонта мы машину ввозить не собираемся, смилостивился и через границу пропустил. Эвакуатор доставил машину под Выборг в условленное место, откуда наш бесценный друг и помощник её вывез и приволок в Петрозаводск. Эвакуатор 30000 рублей и 60 евро за оформление таможенных документов. Теперь машинка грустит в гараже и покорно ждёт продажи в том виде, что есть, так как ремонтировать вообще невыгодно.
После звонка таможенника я вспомнила, что у меня же есть Логан! То есть я всё-таки совершаю преступление, похоже? Позвонили нашей доброй юридически подкованной знакомой, с чьей подачи писали заявление в январе, и она нас успокоила, что до получения отказа мы имеем право машиной пользоваться.
На следующий день я повисла на телефоне и дозвонилась-таки до налоговой. И они сообщили, что решение по нашим машинам принято вот буквально вчера и отправлено на домашний адрес. И действительно, на следующий день Юра обнаружил своё письмо в 6 утра под дверью. А моё письмо потерялось, пришлось снова звонить в налоговую и просить выслать новое. Но это уже были такие технические мелочи, что я просто посмеялась. Хорошо, что у меня теперь тоже есть официальная бумага, в которой сказано, что разрешено пользоваться машиной до конца действия текущей визы, то есть до 31 июля.
Теперь внимание, вопрос: как вывезти Логан в Россию, не разбивая его?..