Найти тему
MAD TOSBY

ММКФ 2021 «Он»: чужой среди своих

Фото ©️ ММКФ
Фото ©️ ММКФ

Че­реду кон­кур­сных по­казов 43-го Мос­ков­ско­го меж­ду­народ­но­го ки­нофес­ти­валя от­кры­ва­ет фильм Гу­ро Бру­ус­горд «Он» и жен­ский взгляд на муж­ские проб­ле­мы. Под­робнее о филь­ме — Ксе­ния Мас­ленни­кова

Собс­твен­но, уже в наз­ва­ние — «Он» (2021) — зак­ла­дыва­ют­ся сю­жет и идея филь­ма. Он о нём, о муж­чи­не, или, ес­ли быть точ­ной, муж­чи­нах. Три муж­чи­ны, три воз­раста — у каж­до­го свои и од­новре­мен­но та­кие об­щие проб­ле­мы. За ос­но­ву тка­ни филь­ма взя­та дос­та­точ­но клас­си­чес­кая фор­ма трип­ти­ха, в ко­торой каж­дый из пер­со­нажей пред­став­ля­ет ту или иную клас­си­чес­кую ста­дию жиз­ни че­лове­ка: под­росток, мо­лодой че­ловек и муж­чи­на сред­них лет, тем са­мым сим­во­личес­ки оли­цет­во­ряя жиз­ненный цикл.

От­кры­ва­ет­ся фильм тре­мя чёт­ко очер­ченны­ми фраг­мента­ми, пред­став­ля­ющи­ми со­бой эк­спо­зицию глав­ных ге­ро­ев, в ко­торой каж­дый из них стал­ки­ва­ет­ся с проб­ле­мой, не­кой ан­ти­нор­мой в гла­зах ок­ру­жа­ющих, ста­новя­щей­ся лей­тмо­тивом его ли­нии — не­нуж­ность филь­ма о ге­рое-муж­чи­не от муж­чи­ны-ре­жис­сё­ра, оз­лоблен­ность на всех и вся, ре­бёнок-а­ут­сай­дер. На пер­вый взгляд ка­жущи­еся раз­рознен­ны­ми, жиз­ненные ли­нии на­ших ге­ро­ев при­чуд­ли­вым об­ра­зом пе­реп­ле­та­ют­ся в дей­ствии, скреп­ля­ясь де­таля­ми и мон­тажны­ми пе­рехо­дами, слов­но ку­соч­ки тка­ни нит­ка­ми в еди­ное лос­кутное по­лот­но. Где-то пе­ресе­чение идёт по ка­сатель­ной, по­доб­но слу­чай­ной по­ез­дке в од­ном и том же ва­гоне мет­ро, а где-то один из ге­ро­ев ста­новит­ся учас­тни­ком ис­то­рии дру­гого.

Следующая по пятам за героями камера выхватывает персонажей подобно взгляду случайного прохожего, соседа по скамье в парке или гостя на ужине. Таким образом зритель попадает в одно измерение с действующими лицами фильма, герои становятся ближе, а их проблемы яснее и понятнее. Несмотря на локальность вопроса о положении мужчин в современном обществе Норвегии, фильм найдёт отклик у российского, да и не только, зрителя, а может быть, кто-то даже узнает в картине и самого себя.