Найти в Дзене
OLGA NEWS

Как диабетику понять, хороший у него сахар или нет.

все картинки взяты с общедоступных сайтов
все картинки взяты с общедоступных сайтов

Хочу сегодня немного поговорить о компенсации сахарного диабета и её признаках. Как всегда, на пальцах, как всегда. прошу не делать оргвыводов, не посоветовавшись с лечащим врачом. как всегда много букв, за что прошу меня простить - краткость сестра не моего таланта 😀

Итак, для начала что такое компенсация вообще? Понятие это условное. Им сейчас, собственно, и не пользуются. Но мне по старой памяти нравится. Примерно это означает, что углеводный обмен, а также и прочие виды обмена, на настоящий момент находятся в таком состоянии, что сахарный диабет доставляет своему носителю минимум явных и скрытых проблем. Поговорим пока только о сахаре, хорошо? Холестерин, давление и тому подобное отложим пока.

Существуют два полярных мнения: кто-то считает, что компенсация – это когда у него нет никаких неприятных ощущений, вроде сухости во рту, зуда, где не надо или если он не бегает по-маленькому пять раз за ночь.

Сторонники таких критериев компенсации не считают нужным измерять сахар чаще одного раза в месяц, и то только натощак, и то только просто потому, что «любопытно, какой там у меня сахар». А напрасно, потому что организм привыкает к высокому сахару. и даже при уровне глюкозы "20 - за 20" самочувствие остаётся нормальным. а вот осложнения. увы. формируются ускоренными темпами,

Но то, что они неправы, большинство, слава Богу, понимает. Но неправы и те, кто считает, что критерий компенсации – уровень гликемии всегда не выше, чем у здорового. Тут один пользователь меня даже обозвал неграмотным профаном в эндокринологии, когда я посмела сказать ему, что это не совсем так, в качестве аргумента тыча мне референсный интервал биохимической лаборатории. Действительно. когда я только начинала работать были такие критерии

-2

исходили при этом из риска развития сосудистых осложнений - таких, как нейро-ангио-ретино- и нефропатия - да вы их наверняка знаете.

-3

вот они, эти критерии. они довольно жёсткие. К этому вроде бы и следовало стремиться каждому больному, но несколько лет назад было затеяно крупное исследование, имеющее целью доказать, что быстрая и агрессивная терапия с самого начала диабета приведёт к снижению риска микроангиопатий. Больным, участвующим в этом исследовании подбирали максимально эффективную дозу терапии, руководствуясь именно минимизацией риска развития ангиопатий.

И что же в итоге? Исследование были вынуждены прервать, так как при снижении общего риска ангиопатий в исследуемой группе получили значимое увеличение сердечно-сосудистых событий, в том числе со смертельным исходом.

-4

Как оказалось, при стремлении к нормальным показателям исследователи упустили из виду такое осложнение терапии, как гипогликемия, а вот оно-то и оказалось фатальным.

Напомню заодно её симптомы - лишний раз не лишний:

-5

Притом, обратите внимание, что по мере увеличения стажа диабета ряд пациентов теряет способность предчувствовать тяжёлую гипогликемию – это одно из проявлений диабетической нейропатии, поэтому он может без всяких предвестников вдруг резко ухудшиться и впасть в кому, которая приводит и к инсульту, и к инфаркту, и к фатальным аритмиям, и к отёку мозга, и даже если пациент остался жив, формирует пусть маленькие, но необратимые последствия, которые накапливаясь, ведут к энцефалопатии и деменции.

Исследователи учли это соображение, и для пациентов были разработаны некоторые другие критерии компенсации, названные целевыми показателями углеводного обмена. Теперь они уже учитывали не только опасность развития ангиопатий, но и опасность развития острых сердечно-сосудистых событий. Поэтому каждому пациенту неплохо бы знать/ спросить у врача, какие цели терапии должны быть установлены лично для него, и ориентироваться именно на них, а не на референсный интервал, который указывает лаборатория при заборе крови. Это безопаснее.

-6

Обратите внимание на год - тот же 1998-й, поэтому ничего особо нового, и - да - риск ангиопатий при таких мягких критериях, конечно, выше, но мы помним, что для развития ангиопатий нужно время, которое в резерве восьмидесятилетнего человека, перенёсшего три инфаркта и два инсульта, несколько иное, чем в сорок лет.

Теперь, на какие вообще показатели следует ориентироваться. Уровень глюкозы в крови – штука переменчивая, за час он может существенно измениться. Допустим, померяли мы сахар с утра, а он шесть. Ура? Ура. Но в восемь часов вечера он – опа – двадцать, а мы и не в курсе. Мы уверены, что у нас всё отлично. Гликемический профиль – неплохой вариант, он позволяет отслеживать сахар до и после еды в течение дня. Но ведь это чертовски неудобно, всё время палец тыкать. Хотя его применяют на определённом отрезке времени, когда речь идёт о подборе препарата или диеты. Пользуются им и те, кто владеет самоконтролем.

Для того же, чтобы определить средний уровень гликемии за более-менее продолжительный срок, разработан критерий – уровень гликированного гемоглобина. Что это такое? Смотрите: у нас в крови есть гемоглобин. При наличии в крови сахара, а он там есть всегда, некоторая его часть с этим сахаром соединяется, гликируется, и чем больше в крови сахара, тем большая часть гемоглобина свяжется с ним. Соответственно, процент гликированного гемоглобина станет выше. А поскольку гемоглобин в таком соединении живёт довольно долго, уровень гликированного гемоглобина позволяет оценить средний уровень гликемии примерно за два месяца.

Беда в том, что это – именно средний уровень. Поэтому люди, более-менее понимающие арифметику, сообразят, что среднее арифметическое двух и восьми равно среднему арифметическому четырёх и шести, но, согласитесь, два при этом совсем не равно четырём, а восемь – пяти.

И сейчас максимальное внимание уделяется не сиюминутному замеру глюкозы, который случаен, и не гликированному гемоглобину, который неточен, а. в большей степени амплитуде колебания гликемии, которая не должны выходить за пределы так называемого целевого диапазона – непрерывной полосы значений гликемии вдоль оси времени, внутри которой должно располагаться любое значение глюкозы крови , определённое в любое время.

-7

Оптимальным, конечно, будет непрерывное мониторирование, которое сейчас уже начинает местами использоваться, когда постоянный датчик может фиксировать гликемию с помощью специального прибора в любой момент времени, и не просто фиксировать, но и анализировать и предсказывать её тенденции, позволяя проводить оперативную коррекцию.

вот так это выглядит.
вот так это выглядит.

Ну вот, пока на этом всё, материал сложноватый и длинный , но если вы заинтересованы в контроле за своим заболеванием. нужно иметь представление о том, к чему всё-таки стремиться.