Саргон - правитель, который пошел на Урук и смог одолеть его, разрушив его крепости. Далее он двинулся на Лугал-Загагеси, который смог также одолеть, чтобы пройти к храму «Е-кур» в честь Энлиля в Ниппуре. Саргон смог захватить Лагаш, Ур и Умму. В порту Лагаша Энинкимаре он «омыл свое оружие в море», ознаменовав свою власть над всеми землями Шумера от севера до юга: это послужило окончанию архаической династии и наслало периода Аккада. В сохранившихся записях о Саргоне имеются подтверждения его насильственных завоеваний, кроме того о его сопоставлении себя с Богом Энлилем, в храме которого он поставил своих дочерей в качестве жриц (энту).
Имеются предположения, что Саргон не остановился в своих завоеваниях и отправился далее в Сирию и дошел до Средиземноморья или Амануса. Так по крайней мере сказано в клинописных надписях.
Легенды о Саргоне.
О Жаргоне написано большое количество легенд, достоверность которых установить не представляется возможным. Все из-за того, что эти тексты по настоящее время не исследованы, потому что найдено всего несколько вариантов. В целом можно выстроить историю тех событий, например, о том, что Саргон являлся правителем и возглавлял несколько войн. Однако, невозможно с достоверностью определить ход событий в Легендах о Саргоне, о которой сказано лишь в трех текстах первого тысячелетия. В некоторых источниках сказано о ритуалах Саргона начала второго тысячелетия, однако, в последствии о них не упоминается, что свидетельствует о том, что они так и не были приняты. Например, с шумерской поэмой «Саргон и Ур-Забаба» или с текстом из Мари о том, что в этом городе, захваченном Саргоном, руководили Шакканакку (правители) следящие за волей царя на местах. Кроме того, собрались два письма о ритуалах того времени, но точный их смысл так распознать и не удалось. В библиотеках имеется несколько легенд, подтверждение которых так и не обнаружено. Например, легенда «Саргон это иллюстрирует».
По мнению ассириолога М. Гишара «начало второго тысячелетия знаменует собой важный поворотный момент в разработке материала о Саргоне, потому что именно в этот период составляются основные известные нам отчеты и это также момент, когда рождается и развивается псевдоисторическая традиция, основанная на науке прорицателей». Эта теория закладывает основу для повествований, называемых «псевдоисторическими»: одни предполагают о развитии некоторых событий, другие пытаются их развить и интерпретировать.
Свидетельства второго тысячелетия развивают позитивный образ Саргона, однако тексты первого тысячелетия опровергают этот образ, которое объясняется продолжительным ассирийским правлением и последующим отрешением от власти.