Найти в Дзене
машина

Как «Альтерна» делала автобусы для ЛиАЗа

Друзья, это очередная, уже четвертая часть статьи по истории автобусов семейства ЛиАЗ-5256. Напоминаю, что предыдущую часть можно посмотреть по ЭТОЙ ССЫЛКЕ, а посвящена она была модификациям ЛиАЗ-5256, появившимся в годы Перестройки. А в этой части мы поговорим о том, какие автобусы появились в семействе «5256» в первой половине 1990-х стараниями ТОО «Альтерна».

Серийный ЛиАЗ-5256 образца рубежа 1980-х и 1990-х годов
Серийный ЛиАЗ-5256 образца рубежа 1980-х и 1990-х годов

Итак, май 1991 года. В НТЦ ЛиАЗ происходит форменный раскол. Научно-технический центр состоял в то время из двух больших отделов: один из них отвечал за разработку перспективных машин, другой – за сопровождение моделей, стоящих на производстве (то бишь занимался вопросами текущей модернизации и т.д.). Так вот, весь отдел «перспективщиков» во главе с директором НТЦ Владимиром Жаворонковым практически в полном составе (192 человека!) объявил о выходе из состава ЛиАЗа и образовании собственного ТОО «Альтерна». Возглавил новую фирму, разумеется, сам Жаворонков – человек весьма энергичный и «пробивной». Территориально «Альтерна» осталась на площадях ЛиАЗа: сначала на правах аренды, а потом товарищество смогло «отжать» у материнского завода часть площадей в собственность. История эта скандальная, и ее сегодня глубоко трогать не будем: ограничимся лишь рассказом о технике. Структура и работа Ликинского автобусного после раздела стала почти такой же, как у ЛАЗа: во Львове ведь тоже на автобусном заводе была лишь конструкторская служба, ведавшая только сопровождением серийной продукции. А разработку новых машин по хоздоговорам выполнял институт ВКЭИавтобуспром, располагавшийся прямо за забором. Ну, а в Ликино-Дулёво функции ВКЭИА как раз и взяла на себя «Альтерна».

Сама работа коллектива констукторов-«перспективщиков» продолжалась в том же ключе и поначалу даже на тех же рабочих местах. Какую модификацию «пятьдесят шестой» машины разработали в «Альтерне» первой? Не знаю! Но, вероятно, некий ЛиАЗ-5256.10. Найти ее точного описания пока не удалось. Известно только, что это был автобус, разработанный под заказ для поставки в Тюмень – видимо, северный или даже северный в улучшенном исполнении. И появиться он должен был как раз примерно в этот период времени, раз цифры с индексами через точку присваивались последовательно.

Следующая модель – ЛиАЗ-5256.11, которому присвоили неофициальное имя «Номар». Выглядел этот автобус вот так:

ЛиАЗ-5256.11 «Номар»
ЛиАЗ-5256.11 «Номар»

Это был автобус дальнего следования, с 36 комфортабельными креслами и большим багажником в неостекленной задней части кузова. У него всего одна автоматическая дверь – передняя, причем одностворчатая. В пределах колесной базы возле задней оси он имел еще одну маленькую распашную запасную дверь, а большая неостекленная распашная дверь в заднем свесе вела только в багажник. Вот еще одно фото этой машины:

ЛиАЗ-5256.11 «Номар»
ЛиАЗ-5256.11 «Номар»

А что за странное имя «Номар»? Что оно значит и на каком это языке? Мы в свое время всю голову сломали! Но гадать было бесполезно – пришлось спросить самого Жаворонкова. Так вот, «Но» – это Нона, заказчица машины. А «Мар» – это Марат Жаворонков, сын Владимира Жаворонкова и тоже конструктор автобусов, который этот проект и воплощал. Догадаться, не зная, как вы понимаете, было невозможно!

Здесь же уместно упомянуть еще одну машину, которую на «Альтерне» построили для собственных нужд по тому же принципу, что и «Номар», только с меньшим количеством посадочных мест и небольшим рестайлингом передка, заключающемся в установке блок-фар от вазовской «пятерки»:

Полугрузовой ЛиАЗ-5256. Фото А.Новикова
Полугрузовой ЛиАЗ-5256. Фото А.Новикова

Но идем дальше. Следующий на очереди – ЛиАЗ-5256.12 «Вымпел». Мобильная медицинская лаборатория экспресс-диагностики последствий аварии на Чернобыльской АЭС с тремя рабочими кабинетами и хозяйственным отсеком с туалетом. Отправлена, вроде как, на работу в Брянскую область.

ЛиАЗ-5256.12
ЛиАЗ-5256.12

Что за машина скрывается за индексом ЛиАЗ-5256.13 – мы снова не знаем. Экспортный вариант для Швеции, но в чем его особенности – пока неизвестно.

Следующий индекс – ЛиАЗ-5256.14. Согласно сохранившейся у Жаворонкова «шпаргалке», это был автобус с механической коробкой передач и микропроцессорной системой управления силовым агрегатом. Данная версия подтверждается фотографией в заводском альбоме примерно 1991-го или 1992-го года, где имелась вот такая плохонькая картинка:

ЛиАЗ-5256.14
ЛиАЗ-5256.14

Короче, то же самое, что первые давыдовские ЛиАЗы-52565, только в обычном городском 3-дверном кузове. Но, блин, есть один нюанс. И нюанс этот – на следующей фотографии:

На задней панели, прямо под логотипом «Альтерны», прекрасно читается индекс ЛиАЗ-5256.14
На задней панели, прямо под логотипом «Альтерны», прекрасно читается индекс ЛиАЗ-5256.14

Этот же самый индекс прекрасно читается на фотографии вот этого автобуса. Вот только он никакой не 3-дверный и ни разу не городской! Ибо посмотрите на него же с другого ракурса:

Этот же ЛиАЗ-5256.14 «Альгов»
Этот же ЛиАЗ-5256.14 «Альгов»

Он двухдверный! И у нас даже есть фото его салона:

Интерьер ЛиАЗ-5256.14
Интерьер ЛиАЗ-5256.14

Прекрасно видно, что сиденья тут самые обыкновенные. Что это за машина? Почему возникло дублирование индексов? Какая у нее коробка передач? Чем она отличается от ЛиАЗ-52565? Открытые вопросы без ответов. Никто не помнит, а бумаг не сохранилось. Кстати, заметили надпись «Альгов» на ее бортах? Это снова собственное имя автобуса. И, как вы, наверное, уже поняли, гадать о его значении бесполезно – надо знать. Рассказываем: «Аль» – это, ясное дело, «Альтерна». А «Гов» – это вовсе не г…о, а сокращение от «Город Овидеополь». Он располагался на Украине, в Одесской области, и там, был то ли лиазовский дом отдыха, то ли база отдыха… Для обслуживания которой эту машину и сделали. Кстати, кроме «Альгова» в тот же самый период времени на «Альтерне» построили и его брата – «Альгора». Вот он:

ЛиАЗ-5256 «Альгор»
ЛиАЗ-5256 «Альгор»

Ну, есть смельчаки расшифровать? )) «Гор» – это Горсовет, на самом деле. Кто-нибудь угадал? )) В общем, его заказала Орехово-Зуевская администрация, отсюда и такое название. Был ли у машины какой-то особый индекс, не известно. Судя по всему, нет. Да это и неважно, ведь все эти индексы с точкой все равно никогда не отражались ни на заводской табличке, ни в документах, ведь они были исключительно внутризаводскими. Все автобусы этого периода времени, вне зависимости от модификации, вставали на учет просто как ЛиАЗ-5256.

А мы идем дальше. Теперь – про ЛиАЗ-5256.15. Это экспортный вариант для Венесуэлы с дизелем MAN D0826 и «автоматом» ZF 5HP-500. В одном из альбомов на заводе под этим индексом фигурирует вот эта машина:

Возможно, это ЛиАЗ-5256.15
Возможно, это ЛиАЗ-5256.15

Правильно или нет – не знаю, но похоже на правду: видно не совсем стандартное исполнение передней части кузова с переносом габаритных огней и изготовлением иного бампера. Так что, может, и вправду экспортный. Позднее автобус с силовым агрегатом MAN + ГМП ZF будет сертифицирован как ЛиАЗ-525610, а первая промышленная партия будет изготовлена в 1994 году.

Под индексом ЛиАЗ-5256.16 скрывается троллейбус с ТИСУ в кузове ЛиАЗ-5256, однако сегодня мы его оставим без внимания – троллейбусам будет посвящена отдельная статья. А перейдем сразу к ЛиАЗ-5256.17: это еще один вариант передвижного поста для пограничного и таможенного контроля. Технически он не отличался от обычного автобуса ЛиАЗ-5256, а вся его необычность – в салоне и… расположении дверей. Впрочем, зачем слова – смотрите всё сами на фото!

ЛиАЗ-5256.17 справа…
ЛиАЗ-5256.17 справа…
ЛиАЗ-5256.17 слева…
ЛиАЗ-5256.17 слева…

Скажем так, необычненькая машина… Ну, а нам остается упомянуть еще всего про одну модель – городской вариант ЛиАЗ-5256.18 с украинским 235-сильным дизелем СМД-31А. Это был бывший комбайновый 6-цилиндровый мотор, оснащенный теперь наддувом и интеркулером. Был ли построен образец – не знаю, фотографий не обнаружено. Судя по всему, это был последний ЛиАЗ, разработанный на «Альтерне». В 1992 году между «Альтерной», сумевшей отвоевать в государственных инстанциях часть площадей ЛиАЗа в свою собственность, и самим ЛиАЗом началась форменная «война» – с отрезанием коммуникаций, недопуском работников через проходную и т.д. Отношения между «капитанами» испортились катастрофически, и от всех работ по машине 5256 «Альтерна» отошла, сосредоточилась на разработках переднемоторных автобусов собственной конструкции. Собственно, вы все прекрасно знаете, каких. На этом на сегодня всё, а продолжение смотрите ПО ЭТОЙ ССЫЛКЕ!