Главный источник сведений о легендарной Гиперборее — карта фламандского картографа и географа XVI в. Герарда Меркатора, изданная в 1535 г. его сыном Рудольфом. Долгое время считалось… на гравюрах, наряду с реальными континентами и островами, нанесена мифическая древнегреческая Гиперборея. Уже тогда многие «морские волки» Англии и Голландии скептически кривили обветренные рожи: если и есть такое, то обозначение весьма условно. Не проверишь… льды кругом, на дальних подступах.
Сам Меркатор не называет полярный континент Гипербореей, ни тем более — Арктидой. В центре «полярного континента» обозначена «черная скала». В описании карты повествуется следующее:
«Океан между четырьмя островами врывается четырьмя проливами, по которым устремляется к Северному полюсу и там поглощается землей...».
Изложение не вполне соответствует тому, что изображено на карте. Полярный континент состоит из четырех частей. Или островов. От которых в сторону Евразии и Америки разбегаются дельты рек. О реке с устьем в Новой Земле говорится:
«Здесь река имеет пять рукавов, и вследствие узости и быстроты течения никогда не замерзает».
Река, устье которой повернуто к Гренландии, описана так:
«Здесь река разделяется на три русла и каждый год остается подо льдом три месяца».
Небывало лаконична информация о самих островах. Остров, обращенный к Гренландии, «самый лучший и самый здоровый на всем севере». Про тамошнее население — молчок. Ближайший к европцам остров никак не описан, но там живут:
«пигмеи, их рост около 4 футов и они называют жителей Гренландии скрелингерами».
На третьем острове, в северной его части «живут барги». О последнем, четвертом клочке суши — нет информации. Как об картографическом источнике, откуда Меркатор это всё выкопал. Удивительно (хотя нет, это склонность извечная к мистике), но карта подпитывает нездоровую фантазию сторонников существования Гипербореи. В мире от болезни почти избавились, но «диванная Россия» настойчиво продолжает примерять на себя венец прародины человечества, показывая озорную козу лопухнувшимся с Арктидой древним украм.
Маленькие человечки.
Именно этим займемся сегодня. Поскольку ваш покорный слуга вырос на дюжине сказок об «уральской белоглазой чуди», подземном, нелюдимом и странном народе. Куда более интересно было слушать, чем произведения Бажова. Рассказывали такие сказки все: тунгусы и марийцы, станичные деды и редкие в наших краях ненцы. Так и вырос… на фольклоре. Который, как говорят, — историческая память народа, ага.
Вполне может быть, даже Карамзин сухо заметил: «не только в Скандинавии, но и в России финны и чудь славились волшебством». Этот вывод был сделан историком на тьме сообщений древнерусских источников о колдунах, прорицателях, чародеях. Рассадником магии были финно-угорские народы, по большей части. Жавшиеся по Северам.
Да, такое было. Скажу больше, финские народы уточняли источники «волшебства». Их чародеи, по легендам, учились у подземных духов-карликов. А сами «карлики» давным-давно жили в в пещерах или под землёй. Древнейшие обитатели Севера, лапландцы (саамы, лопь, лопари) называли по-фински их — «огненноглазые haltia», по-лопарски — «сайвок». Из-за этой загадочной нечисти лапландцы стали кочевым народом, а когда-то жили оседло.
По легендам: когда в жилищах из оленьих шкур слышно, как под землёй забеспокоились подземные духи, собирай манатки, беги на все четыре стороны. Поскольку жилище закрыло вход в подземные обиталища этих маленьких существ. Если не уберешься вовремя, поймаешь много неприятностей.
Многие сказания Беломорья, Приладожья, Приуралья об ушедшей в землю «чуди белоглазой» — чуть не самые популярные. Местами действия часто бывают древние городища, крепостицы-фактории, могилы, урочища и пещеры. Новгородцы крестили «чудью» вообще все северные народы, аборигенов-инородцев, десятки народностей и этносов. Концов не найти, откуда именно пошли эти предания сказочные.
Русские предания
по теме имеют несколько «слоёв», самый толстый — о чуди, «ушедшей в землю». Она называлась «действительная чудь» или «загадочная». Пришла откуда-то с Севера. Когда пошла настойчивая и постоянная русская колонизация, то «чудь в землю ушла, под землёй пропала». Везде оставив после себя сопки и курганы. Всё точь-в-точь, как в сагах об обиталищах «сидов». Волшебных холмов ирландцев, населенных подземным народом карликов-лепреконов.
С курганами чуди связаны многие новгородские и ладожские легенды. Они светятся синим пламенем, из них доносятся звуки — вопли, завывания, постукивания, гул. В некоторых околоцерковных сказаниях говорится, что чудь пользовалась подземными ходами:
«Когда слух о святых Пахомии Конском и Антонии Сийском достиг чуди, то они убоялись и убежали в непроходимые леса. В лесах они понаделали себе, особенно в песчаном грунте, подземных ходов».
Описания чуди подозрительно непротиворечивы. Небольшого роста и «белоглазая», бельмастая… Большие белки глаз? Есть уточнения, это «был народ краснокожий». Спасаясь от мечей новгородцев и ушкуйников, малорослый народ перебрался на Новую Землю, «за Дышащее море». Умеет становиться полу-невидимым, «уходить в камень», оборачиваться лесным зверем. О том, что рыбаки видели «белоглазую чудь» на Новой Земле ещё «лет пятьдесят назад», говорит газета, напечатанная аж… в 1969 году.
Легенды о карликах есть у народа коми. Маленьких человечков здесь называют «чудь-дез», чуды. Они могучие колдуны, творящие волшебство и предсказывающие будущее. Зыряне знают Железного Свёкра (Корт-Айка), который пришел с новгородчины, но русским не был. Учил аборигенов ковать железо, но не преуспел.
Ученики от него в ужасе разбегались, когда у наковальни тот увлекался слишком. Тогда меркли солнце и луна, день превращался в ночь. Подробностей о росте Корт-Айка мало, противоречивы. То величайший из великанов, то могучий чародей. А чародеи у зырян — всё те же карлики подземных миров. Мог и обратиться… раз волшебник. Хоть в великана, ага.
Русские предания Урала и Сибири, которые лично застал, говорят: до прихода русских тут жила «чудь белоглазая». Занималась добычей золота и серебра в Урал-Камне. Верю, поскольку старые («до-строгановские») рудники золотые, серебряные и медные, называли «чудскими копями». По совету своих «вещих шаманов», их владельцы (перед приходом русских) зарылись в землю вместе со своими сокровищами, ушли в «чудские могилы-курганы».
По другим рассказам, князья западной уральской чуди прокопали подземные ходы. Там исчезли с домочадцами и золотишком. Но иногда выходят на божий свет, деревенские алкаши подтверждают и сегодня такое… Информация древняя, популярная.
«У самоедов и других северных народов существуют предания о живущих под землёй людях. Самоеды называют их Сиртье и говорят, что это народ, занимавший их страну раньше их и который после их прихода ушёл в землю и живёт ещё там». (академик Лепехин)
Ненцы
верят, что в их землях раньше жили «сииртя». Маленького роста люди, исчезнувшие по причине… многолюдства самих ненцев. «Насквозь в землю ушли». Здесь что-то проверить можно, поскольку ненецкие сказки очень подробны, многое там понятно. Их предки (народы самодийской языковой группы) начали освоение Западной Сибири восемь тысячелетий назад.
По дороге на Север встречали в самое разное время: с энцами («манту»), тунгусами («тунгос»), хантами и манси («хаби»), селькупами («тасым-хапи»), нганасанами («тавы») и … загадочным малорослым народом «сииртя». Если с первыми народностями нет вопросов, они реальны. То вот «сииртя» — непонятный этнос.
«Сииртя — это такой белый, как известь, человек, Как тень ходит. На солнце смотреть не может, только на темноту. Кто сииртя увидит, счастливый будет».
С «сииртя» ненцы встретились на северном побережье Ямала. Странно как-то встретились. Более ранний фольклор пестрит противостояниями и даже войнами с другими племенами. А тут… ничего, только постоянный страх и удивление. Карлики-сииртя неуловимы, чем-то опасны небывало. Но на рожон не лезут, предпочитают становиться невидимками и исчезать. Чтобы через какое-то время «уйти в сопки», под землю. Там они провели какое-то время еще, ночами выгоняя на пастбища «земляных оленей», мамонтов.
Предания настолько живучи, что впечатались в названиях многих рек, сопок, урочищ. «Сииртя» из легенд очень богаты: только им известны самые обильные залежи серебра, меди, железа, свинца и олова. Они их добывают подземными методами, в своих огромных гротах греются перед синим неугасимым огнём.
Этнографы и фольклористы мертвой хваткой вцепились в ненцев в свое время. Разобрали по буквицам все легенды и сказки. Установили: там просматриваются два пласта «воспоминаний». Первый рассказывает о древнем населении тундры (юкагирах, скорее всего). Второй — о еще более древнем народе, очень похожем на «белоглазую чудь». Реальность многих сказаний настолько яркая, привязана к конкретным геолокациям… что в существование «сииртя» действительно поверили. Пытаются отыскать по сей день археологические следы.
Другие подземные карлики.
О, мировой фольклор ими под завязку набит. Предания о загадочных существах подземного мира особенно популярны у северных народов Еуропы. Сценарий их пропажи тоже одинаков: как приходят люди, те «уходят под землю». Само собой, диванные гиперборейцы это связывают… правильно, с наличием некой цивилизации, освоившей все побережья северных морей и Ледовитого Океана. В принципе, возразить нечего...
Самые древние кельты-ирландцы хранили образы «Туату де Даннан» (племена Богини Дану». Пришли те откуда-то с Севера, их родина для смертных недостижима. Владели пришельцы магией и чарами, появились после неизвестного катаклизма, «из дымных облаков». Поголовно были низкорослыми мудрецами, вечно молодыми, правили с помощью волшебства и наук. «Туату де Даннан» были изгнаны другим морским неведомым народом, последние из них ушли в подземный мир, «под счастливые холмы, чтобы жить вечно».
Британских острова тоже битком набиты подземными карликами, фольклористы не поймут никак, где германские корни легенд, где — кельтские. А что осталось от пиктов, про которых вообще толком не известно. Помимо этих якобы пиктских сказаний, легенды о карликах распространены по всей Британии. В Уэльсе популярны предания о гномах и эльфах — иногда их называют «чёрными» и «белыми» карликами. Если в Ирландию карлики явились как переселенцы, то скандинавы с ними, судя по всему жили бок о бок тысячелетиями, ага.
Карлики (древнеисландское «dvergar») были созданы богами «из Бримира крови и кости Блаина». Кто такие Бримир и Блаин — голову ученые сломали. Но появились «из камня земли, пришли через топь на поле песчаное». Само собой, жили под землёй, слыли несравненными мастерами в искусстве обращения с огнём и металлом, изготовлении волшебных вещей. Ковали оружие для богов.
Карлики скандинавских саг наделены сверхъестественной силой, носят длинные бороды. Одни — мирные и людей не трогают, другие — жуть как злобны (черные гномы). Лесные карлики — полные нейтралы. Неуклюжие, лохматые, в звериных шкурах, заняты сбором лекарственных растений, большие знатоки крепких медов и настоек, иногда исцеляют людей.
Эпос германцев не трогаю, он крайне полиморфен, образы древних легенд там сложно нащупать. Из достойного внимания только саги о нибелунгах. Это северные карлики (альбы), хранители горных сокровищ. Постепенно древний смысл имени этих существ, обитавших в подземном царстве, был утрачен. Авторами «Песни о Нибелунгах» был полностью искажен. Там они предстают могучими воинами.
Выводы
не буду делать, итак всё понятно. Из каких именно древних инстинктов и страхов родились «обитатели подземных миров». Древние жители Северной Европы, арктического Севера сталкивались с загадочным маленьким народом? Ага. Обладая вышеперечисленными магическими и технологическими преимуществами… те не оставили не единого следа. Кроме корявых мегалитов и каких-то потусторонних мест силы. Не смешите.
Теперь к географам стародавних времен. Да, они были убеждены в существовании крупных островов или даже материка в Северном Ледовитом океане. Меркатор это, как мог, отобразил на своей карте. Все может быть. Вон, трезвый (наверное) русский землепроходец Михаил Стадухин (1646 г.) подал якутскому воеводе Василию Пушкину «сказку»: к северу от устьев Оби, Енисея, Яны и Колымы в океане лежит «большая земля»:
«Камень, в море пояс, со снежными горами, падями, кручами и реками знатными».
Что именно за земля… никто не знает. А карлики… Это генетический материал, заложенный в нас. Пигмеи вам в анализ. Как под воздействием неблагоприятной среды рост в популяции может меняться. От маленького — до гигантского. В Еуропе сперва считали «карликами» — лопарей и ненцев. Ганзейские купцы привозили из Новгорода байки русских: по ту сторону Гиперборейских (Уральских) гор живут пигмеи, «ростом не выше 3-летнего мальчика».
Финны называли лопарей «пигмеями севера». В XVI веке ненцев-самоедов изображали карликами. Когда убедились в обратном — поселили «пигмеев» еще дальше на Север, почти Крайний. На карте норвежского мореплавателя Олая Великого (1567 г.) к северу от Норвегии нарисована Scriclinia. Страна карликов-скриклингов с надписью: «Hie Habitant Pygmei vulgo Scriclinger dicti»:
«Здесь обитают пигмеи, проще говоря, скриклинги».
Могли быть? По рассказам — косяками ходили карлики по миру. Но косточек не оставили. Хотя есть версия… Каких-то странных людей, «заклёпанных в скале» и говорящих на непонятном языке, повстречали люди новгородца Гюряты Роговича, посланные собирать пушную дань «за Камень». Решение найдено! Вслед за фольклором нужно скалы колупать… товарищи гиперборейцы.
Читайте по теме: