Ранним утром во вторник 7 февраля 1497 года толпы уже начали собираться перед Палаццо Веккьо в центре Флоренции. Сегодня Масленичный Вторник, а следовательно, это последний день перед началом Великого Поста. Для горожан это заключительная возможность оторваться на всю катушку. Оргия танцев и декаданс, люди надевают маски и устраивают карнавалы, полностью игнорируя общественные порядки. В течение многих лет Масленичный Вторник был одним из самых ярких событий городского календаря. Однако на этот раз праздник будет совсем другим.
Три года назад, после свержения правящей династии Медичи, Флоренция попала под власть выдающегося доминиканского монаха Джироламо Савонаролы. Утверждая, что ему "были даны видения от Бога", Савонарола продвигал "огненные" речи. Это вызвало сильный отклик у простых флорентийцев, измученных бесконечными войнами с французами. Вскоре Савонарола провозгласил себя главой «христианской и религиозной республики», в которой господствовала добродетель, а пороки были объявлены вне закона. Он осуждал культ роскоши, отвергал изощрённость искусства эпохи Возрождения и требовал, чтобы художники посвятили себя суровой славе Бога.
Несколькими месяцами ранее ученики Савонаролы начали прочесывать город в поисках того, что они считали греховными объектами - артефактами, которые прославляли человека, а не Бога. Однако в то утро масленичного вторника их поиски приняли более показной вид. Одетые в белые халаты, с красными крестами, множество молодых людей маршировали по городу, стуча в двери и требуя уничтожить всё, что покажется им порочным. Их цель состояла в том, чтобы искоренить оскорбительные и извращённые обычаи карнавала.
В то же время в центре Флоренции, за пределами Палаццо Веккьо, последователи Савонаролы развели огромный костёр из бревен и соломы. Над костром повесили огромное изображение дьявола, а вокруг него люди сложили все собранные предметы: книги и картины, классические скульптуры и сборники стихов, игровые столы и шахматные фигуры, лютни, платья и шляпы. Среди них было много картин мастеров эпохи Возрождения. По мнению некоторых исследователей, художник Сандро Боттичелли также "охотно" добавил некоторые свои работы на мифологические темы.
По сигналу Савонаролы представители каждого района города торжественно зажгли большую груду древесины. И по мере того, как разгоралось пламя, всё громче звучали гимны и псалмы его восторженных последователей, восхищённых зрелищем того, что в последствии, стало известно как "Костёр тщеславия".
Мы никогда не узнаем, сколько из огромного множества зрителей в тот день разделяли пылкую страсть Савонаролы. Летописец Пьеро Паренти писал что, хотя в этом перформансе участвовали почти все жители города, сам костёр «считался легкомысленным, отчасти лицемерным. Только последователи монаха хвалили его, другие же тихо критиковали это ». С этого момента, популярность Савонаролы начала угасать. На следующий день, в Пепельную среду(начало Великого Поста) он призвал собрать еще одну коллекцию "греховных" артефактов, призвав детей бродить по городу и рыскать по домам в поисках вещей, которые можно сжечь. Однако, настроения в городе уже начали меняться. Три месяца спустя он произнес проповедь в День Вознесения, после которой вспыхнули массовые беспорядки. Таверны заработали вновь, народ бежал в игровые залы. Власть Джироламо Савонаролы подошла к концу.
Савонарола был арестован только в апреле 1498 года. Отлученный папой за ересь, он потерял свою привлекательность для флорентийской толпы. Перенеся ужасные пытки на виселице, монах в конце концов был сожжён перед огромной толпой у Палаццо Веккьо, в том же самом месте, где он председательствовал у Костра тщеславия. Он, вероятно, не оценил бы иронию, что многие из тысяч наблюдающих, были теми же людьми, которые когда-то аплодировали ему.
P.S. Благодарю за внимание! Подписывайтесь на канал, впереди много интересного. Загляните в телеграм-канал. Также слушайте подкаст на Яндекс.Музыка.
Все фотографии взяты из открытых источников.