В 1-й месяц жизни малыш различает только движущиеся перед ним предметы и лица. Между 1-м и 4-м месяцем самое большое удовольствие для ребенка – смотреть, разглядывать, что его окружает. К концу этого периода он уже пытается схватить предмет, но пока безуспешно.
В 4 – 8 месяцев он может, держать предмет.
Как только к нему подносят какой-нибудь предмет, он, во чтобы то ни стало, старается его схватить. Когда это удается, малыш долго его ощупывает или, поднеся ко рту, принимается сосать.
К 8 месяцам чувства ребенка, если можно так выразиться, знакомят его с новым предметом со всех точек зрения: глаза сообщают ему о его цвете, руки – о форме и размерах, рот – о вкусе, нос – о запахе. Так, мало –помалу малыш привыкает к окружающим его предметам; он знаком с ними и быстро их узнает. Но в этот период (что знаменательно) исчезнувший предмет перестает существовать для ребенка.
Он не станет искать ни упавшую на пол ложку, ни кубик, спрятанный от него под салфетку.
Между 8-м и 12-м месяцем происходит очень много важных изменений. В самом деле, именно к 8 месяцам малыш начинает разыскивать упавшую ложку или спрятанный кубик. Разве это не свидетельствует о том, что представление о предметах сохраняется в его памяти; следовательно, ребенок способен рассуждать следующим образом: “ у меня была ложка, теперь ее здесь нет; значит, она должна быть где-то в другом месте”. И тогда он нагибается, чтобы поискать ее на полу.
Ребенок делает еще одно открытие: с людьми происходит то же, что с вещами. Теперь он знает, что его мама существует и тогда, когда он ее не видит; совсем недавно он этого еще не понимал. Вот почему он теперь плачет, когда она уходит.
По той же причине он может теперь играть в прятки: имеет смысл поискать исчезнувшие из поля зрения вещи или людей, раз они продолжают существовать и вне его.
Мы редко задумываемся, что игра в прятки ( классическое “ ку – ку ”) служит подтверждением сообразительности ребенка. Все дети любят эту универсальную игру; обнаружив спрятавшегося, малыш смеется, и его смех означает удовольствие вновь видеть вас.
В этом возрасте у ребенка немало способов показать пробуждение своего разума.