Найти тему
Александр Ершов

О ВАКАНСИИ ДИРЕКТОР ПО МАРКЕТИНГУ.

Задача маркетинга - использование общественных потребностей для создания ВОЗМОЖНОСТЕЙ получения прибыли.

На какие вопросы отвечает маркетинг?

- ЗА ЧТО?

- СКОЛЬКО ДЕНЕГ?

- КОГДА ПОЛУЧИМ НА РАСЧЁТНЫЙ СЧЁТ?

Что исследует и на что воздействует маркетинг?

- Нужды - они заложены в нас биологически и крайне ограничены.

- Потребности - форма удовлетворения нужд человека. Не имеют ограничений и очень подвижны.

- Спрос - потребность в конкретных товарах. Спрос ограничен материальными возможностями человека.

Именно спрос формирует денежный поток.

Кто удовлетворяет нужду в пище с помощью суши (суси, правильнее), гамбургер не купит.

- Ценность – способность товара удовлетворить нужды.

- Издержки – этап выбора товара. Сопоставление цены и ценности.

- Удовлетворение – обеспечение минимальных издержек приобретения, владения, использования.

- Обмен и транзакция. Обязательное условие обмена – улучшение, минимум не ухудшение положения обеих сторон. На этом этапе формируется желаемый отклик потребителя. Основа транзакции –совпадение потребности покупателя и продавца.

- Отношения и система взаимодействия с партнёрами – воздействие на ключевые заинтересованные группы.

- Рынки – потребители с нуждами и потребностями.

- Актуализация потенциальных обменов – конечный этап работы маркетинга.

И так! Работодатель выставил вакансию Директор по маркетингу. Что не так?

Директор по маркетингу – это «погоны» ТОП-менеджера. Смотрим ещё раз функционал выше. Ни одной стратегической функции мы не обнаруживаем. Странно, не правда ли? «Погоны» есть, стратегических функций нет. Но в бизнесе так не бывает. Куда «зашиты» стратегические функции маркетинга? Ответ, в общем-то, простой. Он дан в начале статьи.

На какие вопросы отвечает маркетинг?

- ЗА ЧТО?

- СКОЛЬКО ДЕНЕГ?

- КОГДА ПОЛУЧИМ НА РАСЧЁТНЫЙ СЧЁТ?

ДЕНЬГИ – это функция финансово-экономического управления. В структуре управления отдел маркетинга находится в подчинении финансового директора. У многих возникнет вопрос: - КАК ЭТО!

На самом деле Финансовый директор – это название должности, название этой функции звучит несколько иначе – Директор по экономике и финансам. То есть не просто по финансам, но ещё и по экономике предприятия. Маркетинг – один из инструментов этого ТОП-менеджера. У меня есть подозрение, что мало кто из этой категории менеджмента в курсе этой своей функции.

Но, вы, как руководитель не можете отдать всё это в руки пусть и высококвалифицированного ТОП-менеджера, но всё же только лишь финансиста. Наверняка много историй слышали про последствия руководства предприятия с позиции финансового директора. Я тоже описывал в своих статьях, чем это заканчивается.

Что ещё определяет стратегию маркетинга и приводит её в баланс с интересами предприятия?

МИССИЯ – общее программное заявление предприятия, включающее в себя четыре функции.

- Определение области конкуренции – предмет бизнеса, круг клиентов, характер их потребностей.

- Стратегическое намерение или видение – мотивация сотрудников на достижение цели.

- Компетентность персонала и конкурентные преимущества – формирование корпоративных ценностей.

- Основные заинтересованные группы – группа лиц и организаций , сотрудничество с которыми способствует долгосрочному процветанию компании, устанавливает их требования и формирует приоритеты работы менеджеров.

Вывод:

- У отдела маркетинга нет стратегической функции ввиду достаточно коротких предельных циклов планирования этой работы. Обычно это текущий год, максимум 3-5 лет для очень серьёзных проектов.

- Стратегическое управление маркетингом проводится с помощью функций Руководитель предприятия и Директор по экономике и финансам.

- Маркетинг – инструмент оперативного управления. Не будете вы никогда планировать маркетинговые мероприятия за горизонт десятилетия. Это нецелесообразно.

- Повышение функции маркетинга до ТОП-уровня повысит затраты предприятия, то есть уменьшит вашу прибавочную стоимость, и может разбалансировать структуру управления предприятием.

- Если вы, как руководитель не рискуете подчинить отдел маркетинга финансовому директору или у вас нет такой должности, то отдел маркетинга подчиняется напрямую руководителю предприятия. Всё великолепно работает и по такой схеме. У меня работало.

А что делать, если вам всё же захотелось ввести должность Директор по маркетингу на своём предприятии? По этому поводу вспоминается анекдот.

Акула учит акулёнка охотиться.
- Видишь человека? Подплываешь, делаешь три круга, потом ешь.
- А зачем три круга? Сразу же можно съесть!
- Хочешь с говном, ешь с говном.

И парочка комментариев под этим постом в фейсбуке 4 года назад.

-2

-3