Найти тему

Мысли о "гнилой" системе образования в России и "идеальной" в СССР

Если вам от 14 до 35, вы наверняка не раз слышали про себя, что ваше (и моё) поколение — "тупые, необразованные жертвы ЕГЭ". И, конечно, о безупречном советском образовании, которое всех поголовно сделало безукоризненно грамотными, хоть раз слышал каждый.
От имени "жертв ЕГЭ" скажу — обидно такое слышать. Особенно когда чего-то достигаешь, к чему-то стремишься и чего-то хочешь. Но ты же из поколения тупых и некультурных, кого ты обманываешь.
Само собой, у наших родителей, бабушек и дедушек юность ассоциируется с лучшим временем жизни. И это нормально. Ругать нынешнее поколение и хвалить предыдущее тоже нормально, этим ещё Гесиод занимался. Но если всё-таки отбросить в сторону эмоции, миф о безупречном советском образовании критики не выдержит.
Во-первых, если в СССР все поголовно были безупречно грамотными, откуда в Интернете вдруг появилось столько людей старшего поколения, пишущих с нелепыми, даже детскими ошибками? Я таких встречаю периодически. Причём, по моим наблюдениям, чем человек безграмотнее, тем яростнее ругает молодых. И именно за безграмотность ругает. Я из этого делаю один вывод — грамотность всегда была прерогативой не очень большого количества людей, просто Интернет сделал этот прискорбный факт более заметным.
Во-вторых, программа изменилась, не без этого. Но с чего вы взяли, что она изменилась в худшую сторону? Было бы нелепо, если бы она стояла на месте, в то время как поменялось буквально всё. Как по мне, так ей бы следовало меняться ещё быстрее и ещё кардинальнее. И сейчас ей нужно постоянно обновляться, а не оглядываться в прошлое.
Я закончила физико-математический класс в лицее. Моя мама архитектор и очень хороший специалист. Но то, что мы изучали в старших классах по физике и математике, она либо вообще не изучала, либо изучала только в институте. И это нормально, потому что технические науки не стоят на месте. Многострадальная литература, за которую все так болеют душой, тоже претерпела изменения. Я бы сказала, революционные. Потому что советские школьники не могли при всём желании изучить на уроках "Мастера и Маргариту", в то время как сегодня этот роман по праву занял своё место и в мировой культуре, и в школьной программе. А наша учительница по литературе давала нам и "Тёмные аллеи" Бунина, и Тендрякова с его романами "Хлеб для собаки" и "Люди или нелюди". Оказывается, вполне хватало для этого одного часа литературы в неделю. В СССР эти произведения и печать-то не стали, не то что изучать.
Пожалуй, мы потеряли такой чудесный предмет, как история КПСС. Почему-то этот факт меня мало печалит.
Я уж не говорю о том, что с развитием технологий информация стала намного доступнее. И кто хочет чему-то учиться, учится без всяких проблем.
Ну и про боль учеников, учителей и родителей — великий и ужасный ЕГЭ. Не знаю, может я одна такая беспечная, но мне от него больно совсем не было. Наверное, потому что моя мама (спасибо ей за это) не устраивала истерики по поводу того, что я могу что-то не сдать. А на истерику учителей и одноклассников я не поддавалась. Честно говоря, я вообще почти не готовилась. Прочитала несколько книг, чтобы сдать литературу, кое-что порешала по математике. Сдала нормально. Лучше многих. Конечно, все эти истории с нервными срывами и даже суицидами у учеников — это неправильно. Но здесь не экзамен виноват, виноваты родители и учителя, которые нагнетают обстановку. Ну не может быть такого, чтобы вы 11 лет просидели в школе и совсем ничего не смогли выдать на экзамене. Так не бывает. И пытаться впихнуть в себя все 11 лет за полгода — тоже абсурд. И, в конце концов, не сдать экзамен — не значит проститься с жизнью и будущим. Когда люди придут к этим простым мыслям, ЕГЭ перестанет быть ночным кошмаром. А как проверка знаний — нормальный экзамен. По крайней мере, по тем предметам, которые я сдавала. Что всех так возмущает сочинение по формату? Если ученик хочет и умеет писать, он помимо этого сочинения ещё много чего напишет. А если не хочет и не умеет — пусть хоть такое набросает. Чтобы проверить грамотность и способность логически выстраивать мысль, сойдёт и такой формат. Для блистания талантами даже в школьном возрасте есть много других возможностей.
И я не стремлюсь доказать, что какое-то поколение лучше, а какое-то хуже. Во все времена были хорошие и плохие учителя, хорошие и плохие ученики. Среди людей старшего поколения, уверена, не больше и не меньше хороших профессионалов, чем среди молодых. Я вообще против обобщений.

P. S. Что меня действительно пугает в современной системе образования — повсеместная её милитаризация. Я с этим столкнулась уже после окончания школы, когда работала журналисткой. Воспитанники детсадов, марширующие в военной форме — очень жуткое зрелище, доложу я вам. Но об этом в следующий раз.