Кроссовер Toyota RAV4 давно прописался в топ-10 российского рынка, и сегодня он не только наиболее популярный паркетник среднеразмерного сегмента, но и самый дорогой автомобиль среди бестселлеров — цены находятся в диапазоне от двух до трёх миллионов рублей. При этом разные версии RAV4 не просто оснащаются по-разному, но и отличаются по езде. Мы взяли три разных версии кроссовера и разобрались, на чём можно сэкономить при покупке, а за что лучше доплатить и какой мотор лучше всего подходит RAV4.
За что просят три миллиона?
Самый дорогой RAV4 по состоянию на апрель 2021-го стоит чуть меньше трёх миллионов рублей, и это много. Машина в полной комплектации «Престиж Safety» с мотором 2.5, полным приводом и сложной трансмиссией с управляемым вектором тяги по прайс-листу (без дилерских допов) продаётся за 2 894 000 рубля, плюс ещё 19 или 26 тысяч за опциональную окраску «металликом» или «перламутром». За эти деньги клиент получит кожаный салон, электроприводы кресел, полноценный зимний пакет, бесключевой доступ, панорамные камеры, беспроводную зарядку и светодиодные фары с автоматом дальнего света.
Как сэкономить? Для начала надо решить — насколько полезен будет вам электронный пакет Toyota Safety Sense (TSS) стоимостью 151 000 рублей, который включает радарный круиз-контроль, системы удержания в полосе, контроля знаков, мониторинга слепых зон по бокам и сзади. Платить за него стоит, если вы техногик и любите всё самое современное. Или если много ездите по крупным трассам с плотным трафиком — потому что адаптивный круиз-контроль и автомат дальнего света есть только в этом пакете. Отказавшись от него, покупатель получает стандартный «круиз» и обычный набор «АБС, система стабилизации, помощник старта в горку». А вместо не слишком удачных камер кругового обзора останется одна задняя в комплекте с парктрониками по кругу, которых хватит даже в тесном мегаполисе.
Топовая версия, помимо прочего, отличается ещё и некоторыми внешними штрихами, от которых при выборе комплектации попроще тоже придётся отказаться: это хромированные ручки дверей и плоская эмблема на облицовке радиатора, за которой будут спрятаны радары систем-помощников. Да и рефлекторная оптика вместо линзованной — небольшая потеря, если вам не нужен автомат дальнего света. Фары в любой версии останутся светодиодными с отличной яркостью и чёткой светотеневой границей.
Какой полный привод выбрать?
Предтоповая комплектация «Престиж» стоит от 2 529 000 до 2 743 000 рублей, в зависимости от двигателя, но это самый доступный RAV4 с хитрой трансмиссией Dynamic Torque Vectoring AWD. От «стандартного» варианта — с одной муфтой привода задней оси — она отличается наличием индивидуальных муфт для каждого заднего колеса. Управляя степенью их блокировки, трансмиссия помогает «вкручивать» машину в повороты, подавая больше момента на внешнее заднее колесо. А на бездорожье такая схема должна лучше справляться с пробуксовками и диагональным вывешиванием, отдавая тягу на колесо, которое имеет лучшее сцепление с покрытием. Но это в теории, а что на практике?
Стандартный полный привод с одной муфтой у RAV4 работает традиционно: отдаёт часть тяги назад при трогании с места и разгоне, почти полностью отключает муфту при равномерном движении и быстро подключает заднюю ось, если передние колёса начинают пробуксовывать. В быстрых поворотах кроссовер пытается поехать наружу, а доворачивать под тягой начинает с ощутимым запаздыванием.А вот с трансмиссией Dynamic Torque Vectoring AWD кроссовер под тягой проявляет лёгкую склонность к заносу. Но до глубоких скольжений не даст дойти система стабилизации. Такие настройки безопасны для неопытного водителя (полный привод работает крайне деликатно), а для остальных RAV4 с двумя муфтами покажется интереснее — он живее и интерактивнее.
Кроме того, индивидуальные муфты действительно лучше справляются с диагональным вывешиванием — электроника передаёт тягу на колесо, имеющее опору с поверхностью, не дожидаясь помощи тормозов. В случае с обычным полным приводом машине заметно сложнее: электроника прикусывает буксующее колесо тормозами, и только после этого машина начинает медленно ползти вперёд, если найдёт за что зацепиться.Так что, если хочется огонька или если дорога на дачу каждый раз превращается в испытание на проходимость, то в бюджет стоит закладывать минимум 2 529 000 рублей на машину с топовой трансмиссией. А если слова про склонность к заносу для вас пустой звук и машина ездит по более-менее обычным дорогам, то можно сэкономить ещё 108 или даже 195 тысяч, отказавшись от комплектации «Престиж». Правда, придётся смириться ещё и с отсутствием малозаметной диодной подсветки интерьера, обогрева задних сидений и помощника спуска с горы. Но последний вам точно не понадобится на нормальных дорогах.
А что дальше — совсем серость?
Ничуть! Отказавшись от топовых версий, покупатель RAV4 всё равно сможет выделиться в потоке, потому что в самой середине прайс-листа находится исполнение Style стоимостью 2 421 000 или 2 635 000 рублей (в зависимости от двигателя), которое отличается двухцветной окраской кузова. И только эта версия имеет набор дистанционных сервисов Toyota Connected Services. Работают они так же, как похожие сервисы на автомобилях Volvo, Mercedes-Benz и Volkswagen: через приложение на смартфоне можно посмотреть, где находится машина, статус работы бортовых систем и информацию об ошибках, получать уведомления о столкновениях (например, если машину задели на парковке), просматривать маршруты недавних поездок, а также записываться на обслуживание к дилеру. Но функции дистанционного пуска двигателя и прогрева, увы, нет.
С оснащением версии Style тоже всё в порядке. Отсутствие обогрева задних сидений и диодной подсветки салона можно и не заметить, без передних парктроников тоже можно жить, как и без электроприводов кресел. А вот обивка сидений искусственной замшей в комбинации с кожзамом — на любителя, но точно понравится тем, кто терпеть не может холодную кожу. Главное, что профиль и набивка кресел ничуть не хуже, чем в топе. И 18-дюймовые колёса вместо 19-дюймовых на наших дорогах тоже хороши — внешне разница почти не заметна, а неровности они скругляют лучше.
Но если нет нужды выделяться, то можно опуститься до комплектации «Комфорт», которая ещё на 87 000 дешевле. Двухцветной окраски и замши ей не положено (но и тканевые сиденья приятны на ощупь), а приборы будут попроще — с цветным экранчиком размером 4,2 дюйма вместо семи. Конечно, гибридные приборы старших версий с большим дисплеем по центру выглядят круче, но простые с обычными шкалами даже информативнее, а компактный цветной дисплей радует графикой и способен показать почти тот же объём информации.
Исчезнет в «Комфорте» и шайба фирменной системы Multi-Terrain Select, которая более тонко настраивает электронику полного привода под разные типы покрытия. Но сама система никуда не денется — просто в «Комфорте» она управляется кнопками с тем же набором режимов. Итого — 2 334 000 и 2 548 000 рублей, в зависимости от двигателя, но можно сэкономить ещё больше, отказавшись от полного привода.
Давайте уже разбираться с двигателями и трансмиссиями!
Итак, вторая снизу версия «Комфорт» не кажется совсем бедной, при этом только она доступна сразу в трёх комбинациях силовых установок: с полным приводом и двигателями 2.0 (149 л.с.) и 2.5 (199 л.с.), а также с передним приводом и двухлитровым мотором. Двухлитровый мотор агрегатируется с вариатором, более мощный — с 8-ступенчатым «автоматом». Что выбрать?Если сам по себе вариатор не смущает, то двухлитрового мотора RAV4 хватает. Да, немаленький кроссовер он разгоняет линейно и скучно, но на газ реагирует адекватно, в потоке держится без малейшего труда, а при ускорениях «в пол» вариатор имитирует переключения фиксированных передач — очень похоже. С мотором 2.5 и «автоматом» кроссовер заметно бодрее и разгон у него получается более плотным и основательным. Но без дерготни: гидротрансформаторная коробка меняет передачи плавно. Зато под педалью всегда есть запас тяги, и вообще быстро ехать на 199-сильной машине приятнее. Впрочем, всё познаётся в сравнении — конкуренты с турбомоторами будут ещё бодрее.
Отличаются ли передне- и полноприводные машины на дороге? Шасси у всех RAV4 одинаковое (спереди — стойки МакФерсон, сзади — многорычажка), поэтому на сухом асфальте всё очень похоже. Любой RAV4 не боится быстрых поворотов, при избытке скорости безопасно и мягко начинает соскальзывать с траектории, но под сброс газа слегка доворачивает задней осью — аккуратно и под присмотром неотключаемой системы стабилизации. Былых проблем с настройкой электроники, когда машины внезапно проваливались в занос при скоростном перестроении на неровной дороге, уже нет. Официально Toyota не объявляла отзывную кампанию и не заявляла о доработках машин в ходе периодического обслуживания, но к концу 2020-го японцы, похоже, всё-таки перепрограммировали электронные мозги.
На полноприводных машинах системе стабилизации помогает ещё и электроусилитель руля — сам он, конечно, не крутит «баранку», но изменением усилия на руле намекает, куда именно надо его вращать в сложной ситуации.
В официальных спецификациях для двухлитровых машин значатся одинаковые 11 секунд до «сотни» для машин с передним и полным приводом, но при параллельном старте с места переднеприводник выигрывает полтора корпуса — потому что чуть легче. И разница в расходе топлива заметнее, чем обещанные 0,4 литра — при езде в смешанном цикле по одинаковым дорогам у нас получилось 8,7 и 9,5 литра на 100 километров соответственно. А 199-сильный агрегат 2.5 в тех же условиях прожорливее ещё как минимум на полтора литра!
Ясно. А что же базовая комплектация — совсем плоха?
Если даже переднеприводный «Комфорт» стоимостью 2 228 000 рублей вдруг покажется дорогим, то остаётся последний вариант — базовый «Стандарт» за умеренные по меркам 2021 года 1 970 000 рублей. Но это уже машина на любителя: с передним приводом, двухлитровым мотором и 6-ступенчатой «механикой». Отличается она и внешне: нет противотуманок и рейлингов на крыше, колёса будут 17-дюймовые, а накладки на бамперы — чёрные, а не серебристые. В салоне — пластиковый рычаг «механики» и упрощенная отделка дверных панелей.
Комплектация тоже почти спартанская: нет климат-контроля (кондиционер), парктроников и бесключевого доступа, а задний диван не делится на части. Зато есть полный набор надувных подушек, обогрев руля и части ветрового стекла, датчики давления в шинах и светодиодные фары. В общем, жить можно, тем более что в остальном это тот же RAV4 — со всеядной подвеской, вместительным салоном и большим багажником.
И даже у «Стандарта» будет такая же медиасистема MM’19, как и у других версий. Тут, впрочем, радоваться особо нечему: за посредственную графику и слабый функционал тойотовские медиасистемы не ругал только ленивый. Но теперь они поддерживают Android Auto и Apple Carplay, что снимает вопросы к отсутствию встроенного навигатора, который и раньше был только в топ-версии.
Аудиосистема с шестью динамиками одинакова во всех комплектациях, и доплатить за функционал или другое качество звука невозможно. Кстати, фирменный прайс-лист на российском сайте Toyota содержит неточность: там указано, что медиасистема в двух начальных комплектациях имеет 7-дюймовый экран, а в более высоких — 8-дюймовый, но на самом деле размер дисплея, как и функционал всей системы, у всех версий одинаковые.
А что выбирают клиенты?
Статистика продаж подтверждает наши выводы: самым популярным в России является полноприводный «Комфорт» — на него пришлось около 45% всех реализованных с начала года RAV4. Причём из этих 45 процентов больше половины составляют именно двухлитровые версии. А вот переднеприводный «Комфорт» выбирают только 10% клиентов.
Интересно, что базовый переднеприводный «Стандарт» тоже продаётся: на него приходится аж 7% спроса. А всего версии RAV4 c передним приводом составили 17% продаж.
Неплохим спросом пользуются и топовые комплектации, но если «Престиж» чаще берут с мотором 2.0 (14% покупателей), то самый дорогой «Престиж Safety» предпочитают уже с двигателем 2.5 (12% клиентов). Все остальные комбинации комплектаций и силовых агрегатов продаются скромно, в том числе и «особенный» Style — кажется, что покупателям RAV4 внешняя атрибутика ни к чему.