Найти тему
Изучаю людей

Куда бежать, если ребенок не разговаривает

К кому обратиться, если ребенок не говорит? 

К неврологу? Психиатру? Остеопату? Гомеопату? Психологу? Нейропсихологу? Дефектологу? Логопеду? Логопеду-дефектологу? 

Давайте разбираться.

Прежде, чем куда-либо бежать, необходимо задать себе несколько вопросов. Первый, самый важный - а надо ли вообще бежать? Для того, чтобы на него ответить, необходимо хотя бы в общих чертах знать нормы речевого развития ребенка. О нормах я писала на канале многократно, поэтому в этой статье - буквально в одном абзаце о самых важных диагностических критериях:

1-2 месяца - осознанная улыбка при взгляде на лицо взрослого. Не на предмет, не на узор на кофте - на лицо человека, который общается с младенцем. 

6-10 месяцев - лепет как многократное повторение разнообразных слогов. Ам, тя, пя, ма и тп. Лепет постоянно усложняется, становится более разнообразным. 

12-18 месяцев - первые слова, возможно не похожие на реальные, но имеющие четкое соотнесение с предметом или объектом. 

12-24 месяца - полноценное понимание речи в пределах бытовой ситуации, показ предметов, частей тела, охотное выполнение инструкций.

24 месяца - фразовая речь. Мама, дай. Там му. Пей воду. 

3 года - развернутая фразовая речь. 

4,5 года - произнесение слов сложной слоговой структуры, таких как гусеница, сковородка, наличие в речи свистящих, шипящих звуков и и звука Л. 

5 -6 лет. Наличие в речи звука Р.

Как видите, речь практически полностью сформирована уже в 3 года. В три года ребенок говорит фразами и поддерживает диалог. Да, речь его ещё несовершенна, нуждается, так сказать, в шлифовке, ребенок ещё может допускать ошибки при согласовании слов в предложении, переставлять или пропускать слоги, не произносить некоторые звуки - но это все уже детали. Ребенок уже в три года может выразить мысль, поделиться впечатлениями, спросить, рассказать. 

Вот вам и первый маячок - если всего перечисленного ребенок в три года не может - к специалисту обращаться пора. 

Если в три года вы видите трудности в понимании речи - надо уже не думать об обращении к специалисту, а бежать бегом. А лучше даже в два года. В два года ребенок может говорить ещё крайне мало, но вот ориентирован в быту он должен быть полностью. Знать где что лежит, висит, стоит, правильно выполнять просьбы, показывать предметы, картинки в книжках. Если обнаружите проблемы с пониманием речи в три года - прогноз будет уже осторожным, уже упущено много времени. В два же года вывести ребенка в норму ещё возможно. 

К кому же бежать? Тут мы задаём себе вопрос, за чем идём. Какая наша цель. Точный диагноз? План коррекционной работы? Сама коррекционная работа? Все эти цели реализуют разные специалисты. 

За диагнозом - психиатр, невролог. Коррекция - логопед, дефектолог, нейропсихолог. 
Лечение - остеопат, гомеопат, медикаменты, аппараты, дельфины.

Третий важный вопрос, который себе нужно задать - вопрос о приоритетах. Лично я своим клиентам отвечаю на этот вопрос так - до трёх лет можно пробовать непрямое воздействие. Не говорит - плаваем с дельфинами, массируем шейку, бросаем мяч, собираем мозаику, слушаем музыку в наушниках. Все эти опосредованные методы в сензитивном, то есть чувствительном для освоения речевой функции периоде могут быть эффективными. Период, когда ребенок может освоить речь "из воздуха" - возраст до 3 лет. Потом это окно закрывается. 

Поэтому. Если ребенку 4-5 лет, а он не говорит, или, того хуже - не понимает речь или понимает ограниченно - можете оставить дельфинов, если угодно. Но обязательно подключить педагогическую коррекцию. Логопеда, дефектолога. Специалиста, который будет обучать речи. Потому что просто подстёгивать мозг - уже не получится, тот поезд ушел, речь "из воздуха" больше не усваивается, а дельфин строить фразы не умеет. 

Двухлетнего ребенка, пришедшего ко мне на консультацию в мае, я посоветую вывезти на месяц на море. Четырехлетнего же возьму в работу безотлагательно. Двухлетнего море сможет подстегнуть так, что в сентябре не узнаете. Четырехлетке - мёртвому припарка. 

Поэтому гомеопаты, дельфины, аппараты - до трёх лет. После - только в совмещении с педагогической коррекцией. 

И да. Не ищите логопеда-дефектолога. Просто посмотрите диплом специалиста. Если там написано - окончил дефектологический факультет, но специальность - просто логопед, без дефиса - это ваш специалист. Он умеет не только звуки ставить, он учил неврологию, генетику, психиатрию и иже с ними. Все это - дефектологический факультет, специализация логопедия. 

Об авторе - Ольга Мордашова, логопед, дефектолог, специальный психолог, АВА-терапевт. Больше интересного в Инстаграме https://instagram.com/ne_tolko_logoped