«Колхозный панк»– так назывался лучший альбом группы «Сектор Газа» и её лидера Юры Хоя (Клинских). После этого альбома с чьей-то лёгкой руки стиль группы так и назвали, название прижилось, несмотря на то, что сам Юрий Хой никогда с этим не соглашался, во всех своих интервью говорил, что их стиль уникален и они ни на кого не похожи.
В начале 90-х годов Россия переживала тяжкий кризис. Страна переходила с тяжких рельс социализма, которого так и не построила, на неизведанные, новые капитализма. В новых, появившихся в эпоху Перестройки кооперативных ларьках, продавали всякую всячину, в том числе и магнитофонные кассеты, которые можно было тут же, не отходя от кассы, и послушать. И почти в каждом таком музыкальном киоске в ту пору раздавалась песня «Сектора Газа» - «Вечером на лавочке».
Популярность группы была такова, что все концерты в ту пору проходили с полном аншлагом по всей огромной стране, магнитоальбомы выходили миллионными тиражами, при том, что группа не тратила на рекламу ни копейки – сарафанное радио делало своё дело.
Кто же это такие, эти кудесники звука, ради которых тогда ещё советская, а затем уже и российская молодёжь отдавала свои последние сбережения, чтобы сходить на концерт или купить кассету и послушать «Колхозный панк»?
Ансамбль «Сектор Газа» состоял из одного человека Юрия Хоя, он же Клинских Юрий Николаевич (1964-2000). Юрий родился в Воронеже, после окончания школы служил в армии, после армии работал инспектором ГАИ, затем фрезеровщиком на заводе, сторожем, грузчиком. О музыке молодой человек только мечтал. В школе писал стихи, так, как он сам говорил, ничего серьёзного.
Юрарешил попробовать себя в творчестве, назвав свою группу «Сектор Газа» - название крайне удачное, потому что обыгрывает два понятия – район Сектора Газа в Палестине, название не сходило с новостной ленты в то время, и район Воронежа, прозванный так самими жителями за бандитизм и экологическое неблагополучие.
Первые два альбома «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь» (оба -1990) Юрий записал один, привлекал гитариста, но всё остальное – стихи, музыка, вокал, отдельные инструменты Юра сочинял и исполнял сам. В альбоме «ЯВ» и записан шлягер всех времён и народов - «Вечером на лавочке». Третий магнитоальбом «Ночь перед Рождеством» (1991) имел уже успех по всей стране.
Первые три альбома страдали плохим качеством звука, поэтому музыкант перезаписал их на студии “Gala records” c которой у него был договор на выпуск дальнейших альбомов. И первым альбомом записанным у “Gala records” стал «Колхозный панк» (1992).
Стиль музыки – сплошной плагиат, например, песня «Плуги-Вуги» переделанная композиция Майка Науменко «Буги-вуги каждый день», «Наркоман» напоминает песню «Восьмиклассница», «Местные» вступление «заимствовано» группы «Круиз» («Кружится волчок») перечислять можно бесконечно. Стихи – нецензурные выражения (предтеча группы «Ленинград»), темы – водка, бабы, косяки, матерщина, бескультурье и отсталость.
Альбом переписывался с бобины на бобину школьниками, учащимися ПТУ, молодыми рабочими, военнослужащими – основной контингент слушателей Юры Хоя. Они говорили: ну это наш, свой в доску Юра. Но даже, стыдно сказать, элитарная московская и питерская интеллигенция тайком, и с удовольствием слушала этот похабный пост панк. И даже Артемий Кивович Троицкий, автор не одной книжки о рок музыке высоко отозвался о творчестве группы «Сектор Газа».
На высокой волне успеха Юрий в 1994 году после альбома «Нажми на газ» (1993) издаёт семь (!) альбомов: 3 перезаписанных старых («Зловещие мертвецы», «Ядрёна вошь» и «Ночь перед Рождеством») и 4 новых: «Гуляй, мужик!», «Кащей Бессмертный», «Танцы после порева» и «Сектор газа».
И вдруг снижение популярности, потеря интереса к группе, концертная деятельность группы упала. Что произошло?
А произошло следующее: предположим вы имеете возможность выбрать трёх друзей. 1-й друг явно слабоумный (все примеры условные, и не преследуют цель кого-то оскорбить), но он будет вам отменным другом в смысле принеси-подай. 2-й друг явно умнее, он знает ровно столько, сколько и вы, это может быть ваш товарищ по работе, учёбе, ваш ровесник, и 3-й друг явно вас умнее, может даже старше, гениальный, заносчивый, высокомерный, отталкивающий. Кого вы предпочтёте? По опыту знаю, большинство предпочитают второго. И предположим, вы отправляетесь на рыбалку. И просите этого второго друга рассказать анекдот. Он рассказывает. Но вы это слышали. Вы просите рассказать просто историю, он рассказывает. Но вы это тоже слышали. Ничего нового, никакой пищи для ума вам новоявленный друг предложить не может.
То же самое «Сектор Газа» - никакой пищи для ума он предложить не может. Это трагедия, беда России, что миллионы юных недоумков слушают такие похабные песни под свой уровень.
Есть древняя индийская притча: когда дурака спросили, что надо делать, чтобы не скучать в долгой поездке, он схватил лопату и стал копать землю. Когда умного спросили о том же, он ответил – вести беседу с умным и толковым собеседником. Ибо только умный человек может дать умный и толковый совет и с ним ты становишься умнее, чище и богаче.
Конечно оппоненты тут же возразят, что свободный выбор человека никто не отменял, что моё, мнение глубоко субъективно, и в конце концов зачем писать о группе, к которой не испытываешь глубоких симпатий?
Моё мнение, мой очерк - это попытка разобраться, что такое пост панк, чьи взгляды выражал Юрий Хой, к кому он обращался, кто его поддерживал, на что он надеялся в конце своей жизни. Но всё же думается, что подобный анализ - это тема уже для другого очерка.
По отзывам людей, хорошо знавших артиста, Юрий Хой был простым и весёлым человеком, отзывчивым товарищем, но сцене преображался: всё должно соответствовать имиджу крутого рокера, хотя в музыкальном отношении его альбомы – набор, мешанина всех направлений и стилей.
Юрий Хой активно продолжал давать концерты, записывал альбомы, не подозревая, что смерть уже караулит его где-то совсем близко.
36-летний музыкант скончался 4 июля 2000 года в Воронеже от сердечного приступа от сердечного приступа, по неофициальной версии от наркотиков, совмещенной с алкоголем.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки.