203,2K подписчиков

Что мы празднуем в Пасху, на самом деле? Объясняет профессор Алексей Осипов

20K прочитали

Когда наступает Пасха, мы угощаем друг друга куличами и крашенными яйцами. Почему мы празднуем этот день и почему торжествуем, рассказал православный богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.
Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, Заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Воскресение Христово — не просто исторический факт. Воскресение Христово указывает нам на то, ради чего имеет смысл быть христианином, а также на то, что определяет смысл человеческой жизни.

Если Христос воскрес, и мы воскреснем. То есть мы обретаем не просто этот миг жизни, а жизнь вечную. И кто же обретает эту вечную жизнь?

Кто спасался во всех других религиях, без исключения? Только тот, кто исполнял заповеди.

Христианство предлагает нечто, чего никогда в истории человечества ещё не было. Первым входит в рай негодяй, убийца, преступник. При чём не просто преступник, а особо опасный преступник, как в Евангелии написано.

В рай входит преступник. Христианство объявило такую вещь, от которой одни приходят в восторг, другие возмущены до предела. Как же так — в рай входит преступник?

Но, если мы ещё не сошли с ума, то, наверное, знаем — кто мы. Праведники? Нет! Только сумасшедший может сказать, что он — праведник. Мы все грешные. Очевидные наши грехи — это только надводная часть айсберга, а девять десятых айсберга скрыто под водой. Это находится внутри, и это никому не видно.

Почему разбойник первым вошёл в рай? Он искренне осознал: достойное по делам своим получаю я. И далее обратился ко Христу:

«Помяни меня, Господи, во Царствии Твоём».

В словах «помяни меня» заключён следующий смысл: помилуй, спаси… Конечно, я понимаю, что не заслужил спасения, я знаю, что пойду в преисподнюю, но Ты, Господи, хотя бы помяни меня.

В этих словах — мольба. Вот, оказывается, кто спасается. Тот, кто осознаёт, что он совершенно негодный, и нет ему никакого спасения, но он хочет, просит, обращается к Богу, кается, глубоко верит и спасается.

Подумайте только, это ли не радость — понимать, что я, такой грешный и негодный, могу быть спасён?

Чем же я это заслужил? Делами своими? Нет! Только Господом, который распят на кресте. Только Твоею жертвою, Господи, я спасаюсь.

У Исаака Сирина есть очень сильные слова по поводу этого:

«Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?»

Вот, что является, действительно, праздником, великим торжеством. Вот почему мы с благодарностью припадаем перед Христом. Нас бы надо в преисподнюю, а вместо этого Он воскрешает нас, награждает нас и в совершенную славу нас возводит.

Когда мы произносим слово «Пасха», бесспорно, имеем ввиду Христа. Апостол Павел так и утверждает: «Наша Пасха — это Христос».

Что подразумевается под жертвой Христовой? Почему она стала освободительной для человечества? Какое значение они возымела для человечества?

Из-за грехопадения человек стал смертным, тленным, страстным, страдающим. Христос же своею жертвою воссоздал в самом себе, как в новом Адаме, человечество.

В Иисусе произошло возвращение к первозданному состоянию человеческой природы. Восстановив, возобновив, исправив, исцелив в себе это естество, он стал новым (другим) Адамом, от которого сознательно приняв Христа, как истину, можно заново родиться.

Мы, являясь потомками Адама, унаследовали смертность, тленность, страстность. Эта жертва Христа дала нам возможность родиться от Христа, но уже не по плоти, а по духу. Иначе говоря, свершился переход к бессмертию, нетленности, бесстрастности.

Переход этот свершился Христом, но, благодаря этой жертве, отныне и всегда каждый человек получил возможность совершения этого перехода от духовной смерти к духовной жизни, то есть к бессмертию.

Вот в чём суть христианской Пасхи. Вот почему мы так радостно говорим «Христос воскресе!»

Иисус Христос — Сын Божий.
Иисус Христос — Сын Божий.

Ещё статья: Для чего нам нужно радоваться? Объясняет профессор Алексей Осипов.

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.