...и учится быть человеком.
Странная, невесёлая история о странствиях бессмертного, вобравшая в себя и элементы роуд-муви, и жутковатые легенды, и при этом оставшаяся на удивление живой.
История, где главный герой - не человек, но в то же время – человечнее многих.
Примечательна тем, что сперва была в списке самых ожидаемых новинок, а теперь буквально купается в негативных откликах. По моему вот убеждению, «Бессмертный» всё-таки заслуживает внимания, а почему – именно это постараюсь объяснить.
Для тебя, Бессмертный / To Your Eternity / Fumetsu no Anata e (20 серий)
приключения, фэнтези
Автор манги - Ойма Ёшитоки. Из известных и запоминающихся работ: "Форма голоса" и манга-версия "Мэрдок Скрэмбл".
Главный режиссёр - Мурата Масахико. Он работал над "Цукумогами на прокат", "Принцессой немёртвых: Чёрная хроника", "Принцессой немёртвых: красная хроника" и "Гильгамешем".
*
Пожалуй, перед просмотром стоит помнить две вещи. Во-первых, есть истории, которые строятся вокруг чёткого линейного сюжета, а есть те, что в большей степени опираются на разного рода чувства и эмоции. Центральная ветка в «Бессмертном» имеется, но в целом он, несомненно, относится ко второму типу сериалов. Поэтому экшон, драйв, запутанные многоходовочки – всё это не сюда.
Во-вторых, во многом это аниме - смешение сказок и легенд, поэтому нет никакого смысла ждать от него реалистичности, чётких статов и распределения ролей. Мальчик питается одной рыбой и мечтает встретиться с теми, кто его оставил в одиночестве, по той же причине, по которой, например, мальчик-с-пальчик выживает в лесу и всякий раз возвращается к бросившим его родителям. Девочка кидается под стрелу исходя из тех же соображений, что и многие герои японских легенд.
Это не хроника того, как всё протекает на самом деле.
Долгое время показывается, как главный герой из неоформленного, бессознательного нечто превращается в осознанное что-то.
Главный герой – бессмертное существо, присланное на Землю. Вначале про него известно только одно – у него есть Создатель, он же Наблюдатель. Именно Создатель, оставаясь за кадром, рассказывает, с чем именно мы столкнулись:
Сначала он был просто шаром, но шаром необычным. Он мог скопировать все, что отражал, а потом принять сообразную форму.
Я решил послать его на эту Землю и стал за ним наблюдать.
Какое-то время он просто лежал на земле, обратясь камнем. Но едва потеплело, и он весь, вдруг, покрылся мхом.
Как это существо себя поведёт? Чего от него ждать? Оно – чистый лист с бесконечными возможностями, на котором только предстоит написать историю.
Японское мировоззрение отличается от европейского, вещи в легендах обретают разум, а обретя разум, становятся всё равно что живыми. Так происходит и с этим существом. Именно за его движением от простого к сложному и предстоит наблюдать, довольно долго.
Дни сменялись ночами, и с неба вдруг пошёл снег.
Откуда-то с южной стороны сюда забрёл волк. Здесь же он встретил свой конец.
Тогда камень обратился волком. В этот же миг он обрёл сознание.
Сознание уже теплится, но нужен какой-то импульс, чтобы зверь сперва обрёл привязанность, а затем и вовсе смог стать человеком.
Сначала же он просто движется, по наитию – потому что всё живое пребывает в движении. У него нет цели поглощать, побеждать, захватывать. Он просто идёт и заполняет пустое пространство внутри себя: цветами, запахами, ощущениями.
Импульс появляется в виде мальчика, затерянного в снегах. Мальчик заботится о звере и впервые пробуждает в нём что-то схожее с привязанностью.
За ним зверь просто наблюдает, ещё не зная, как помочь.
Научившись принимать облик человека, зверь отправляется в путь в поисках ещё более сильных эмоций.
Ему не страшен конец, потому что то, что бывает после жизни, для него - лишь состояние.
После зверь встречает ж девочку, которая даёт ему имя (Беся, Бессмерт) и учит говорить первое слово - «спасибо». Эта встреча пробуждает в существе зачатки человеческого сознания.
– Почему вы решаете мою судьбу за меня?
– Потому что у нас так заведено.
(девочка и взрослые)
Беся ещё далек от того, чтобы понять, что такое судьба, но на этот раз он уже не наблюдает, а активно вмешивается в происходящее.
И дальше он меняется только сильнее. Встречая людей, он связывает с ними свою жизнь, а затем, теряя, оживляет воспоминания о них, принимая их обличье. Все, кем он дорожил, буквально живут в нём.
Если отнять их – внутри него образуется пустота.
Так и развивается эта долгая история, которая представляет собой цепь разнообразных встреч и неизбежно следующих за ними потерь.
Помимо локальных, персонажей, занесённых в сюжет мотивом странствий, у героя есть по-настоящему опасный враг, для сражения с которым он, собственно, и был создан, но это не то, о чём рассказывают в самом начале.
Рисовка довольно простенькая, но ровная и достаточно "тёплая", чтобы не создавать ощущения излишней отчуждённости, нереалистичности. Персонажи вполне живые и узнаваемые. Особенно хорошо получаются, пожалуй, дети (что большая редкость).
Опенинг, несмотря на мрачность истории, довольно лёгкий и светлый. Возможно, так и надо, чтобы атмосфера не казалась совсем уж меланхоличной.
В целом, относиться к «Бессмертному» можно по-разному, но так-то он нужен хотя бы как противовес чисто сюжетным круши-кромсай, которых ежегодно выходит большое количество и за просмотром которых легко подзабыть, что можно делать и иначе.
*
А вы что думаете?