Казалось бы, такси простой бизнес, пассажир позвонил, машина приехала, отвезла куда попросили и все готово. Но это, к сожалению, не так. И проблема не всегда в пассажирах или таксистах, а в той не разумной где-то нелепой организации самого бизнеса его принципов и правил для участников пассажирских перевозок в такси.
А куда вы едете? А куда вам надо?
В мобильном приложении для таксистов, которыми предлагают пользоваться агрегаторы, есть такая функция, как рейтинг водителя. Когда рейтинг водителя падает до определенного уровня, автоматически приложение не дает водителю такси видеть конечный адрес поездки. То есть водитель видит, откуда пассажира забрать, но перестает видеть адрес, куда везти пассажира. Это, по мнению агрегатора, одна из мер порицания водителя, за плохой, как им кажется, неэффективный труд и что это должно их мотивировать работать лучше.
А как на практике это работает? А на самом деле есть ли эффект? И тот ли это эффект, которого хотел добиться агрегатор от водителей? Давайте разбираться - вот практическая ситуация и она не выдуманная!
Пассажир, выйдя из ресторана, бара, ночного клуба, где большое скопление людей, не вполне трезвый ищет машину, которая пришла за ним по заказу. Найдя её, хочет убедиться, правильно ли он нашел, его ли эта машина. Ведь бывают машины с одинаковыми номерами, но разными буквами и даже кодом региона в регистрационном номере автомобиля, а в приложении пассажир видит только номер. Задает водителю вполне логичный вопрос, на какой адрес тот везет пассажира, а водитель не знает, что ответить ведь адреса он не видит. Ведь в действии та мера порицания агрегатора, о которой сказано выше!
Кто для пассажира водитель в данной ситуации? Правильно тот парень с образованием в три класса, который не знает даже, куда он везет пассажира! И это очень мягкая культурная форма, которую о себе может услышать водитель. На самом деле это трех этажный мат подвыпившего человека высказывание претензии в унизительной форме и сильным ударом дверьми автомобиля при выходе. Так пассажиры выражают протест против низкого уровня сервиса. И на последок угадайте, что делает пассажир? Абсолютно верно угадали - ставит водителю такси отрицательную оценку в приложении. Как вы понимаете, рейтинг у водителя снижается еще ниже, а потом еще ниже и его блокируют в итоге совсем.
Плюс возникает конфликтная ситуация в которой водитель по сути не виноват! И падает престиж агрегатора, так как у пассажира складывается мнение, что тут работают необразованные глупые водители. И он переходит пользоваться услугами такси к вашему конкуренту.
И стоит задуматься тот ли это результат, которого хотел добиться агрегатор, применяя к водителю меру порицания?
Оцениваем друг друга, а по каким критериям?
В мобильном приложении и для пассажиров и для таксистов есть функция оценки друг друга. Но вот только нет критериев, по которым эту оценку нужно проводить. Что оцениваем рост вес внешность манеры общение что? Что конкретно? И если сели четыре пассажира и один из них дебошир, то водитель такси ставит отрицательную оценку всем ехавшим. Это справедливо? Приложение не дает поставить оценку каждому пассажиру отдельно, да и смысла в этом особого нет. По каким критериям оценивать людей и насколько это этично? Оценка работы таксистов со стороны пассажиров то же не всегда носит объективный характер. А правильней сказать это исключительно субъективная оценка. Личное впечатление. И у каждого оно своё. И порой уровень притязаний пассажиров зашкаливает, не соотнося стоимость поездки в 59 рублей и уровнем сервиса. Пассажирам уже дали возможность сэкономить, но они за 59 рублей хотят большего, не понимая, что это всего лишь стоимость перевозки от пункта А в пункт Б и не более! И, увы, опять виноват водитель!
Сервис по цене или не по Сеньке шапка.
Странно и не логично, что агрегатор требует от водителей, которые работают в режиме эконом класса такого же сервиса и уровня обслуживания для пассажиров, что и от водителей которые работают в режиме комфорт и комфорт плюс. Качество обслуживания должно соответствовать цене и предъявляемые требования к водителю то же. Почему то ни кому не придет в голову поесть в ресторане на 300 рублей, получив при этом первое второе и компот, как в столовой. Или потребовать в столовой, что бы еду принес к столику официант, предварительно взяв заказ. Ведь так? Почему в такси это работает как-то иначе? Почему если пассажир платит меньше, имеет все то же самое обслуживание и сервис? Даже в самолетах и поездах есть бизнес класс с разным уровнем обслуживания, чем в этом плане отличаются перевозки в такси?
Как на аварийность и смертность влияет приложение?
В мобильном приложении для таксистов, которыми предлагают пользоваться агрегаторы, есть такая функция, как «следующий заказ по завершению действующего», того заказа, который водитель выполняет в данный момент. Хорошая функция, но есть одно большое «НО». И вот в чем оно заключается. Заказ приходит в тот момент, когда водитель находиться в движении, может в этот момент входить в поворот на перекрестке, совершать обгон ехать в плотном потоке автомобилей или двигаться в жилой зоне по двору, где бегают дети. И вынужден отвлекаться на мобильный телефон, чтобы принять заявку, так как если он её пропустит понизиться его рейтинг, а это впоследствии влияет на его заработок. Он просто снизится.
Еще один момент это то, что к следующему заказу нужно успеть в отведенное для этого время ведь идет таймер с обратным отсчетом. И если ты не успел, заказ могут отдать другому водителю или откажется пассажир. Вот откуда эти полицейские развороты таксистов вылеты из дворов на проезжую часть и развороты даже через двойную сплошную линию. Да и не забываем о том, что если водитель опоздал пассажир вправе поставить низкую оценку. И тут все то же самое снижение рейтинга снижение заработка.
Что шокирует пассажира? А сколько стоит поездка?
В мобильном приложении для таксистов, не высвечивается сумма поездки до того момента пока пассажир не сядет в такси. Расценка на перевозку пассажира с багажом бывает настолько смешной, что водитель высаживает пассажира и отменяет заказ. Даже страх потери рейтинга его не пугает, поскольку нет смысла везти себе в убыток ради престижа и репутации компании агрегатора. Логика тут водителя понятна без объяснений.
Пассажиров раздражает, что водитель не может ответить, сколько будет стоить поездка в итоге. А водитель не может ответить, так как поездка по таксометру и сумму он сам увидит только по приезду на место высадки пассажира. У пассажиров возникает мнение, что водитель хитрит, пытается взять больше чем положено. Особенно для пассажиров не понятно когда он из дома в обед уехал за 150 рублей, а возвращается вечером по обратному маршруту за 240 рублей. Разница 60% выросла за несколько часов. С чем пассажир конечно не согласен.
Глупая мотивация. Сколько заработал столько и отдал.
Чтобы как-то мотивировать водителей такси выходить на линию по низким расценкам агрегаторы стали выплачивать бонусы за выполнение задач. А по сути, возвращают недоплаченные деньги за уже выполненные заявки по заниженным расценкам. При этом водителю ставится, как правило, задача сделать от 15 до 30 поездок. И это не всегда прибыльные поездки. Если посчитать все затраты вы все равно сработает в ноль или даже в убыток. По итогу смены водитель вернул себе затраты на бензин, но не увеличил свой заработок только потратил время. Агрегатор не понимает, судя по тем расценкам, которые он закладывает на перевозку пассажиров, что зарабатывать должен водитель с каждой поездки.
Функция гарантированного заработка или дохода в приложении агрегатора тоже не позволит водителю достойно заработать и получить такую доплату и вот почему. Как только водитель приближается к показателю доплаты гарантированного заработка, система подыскивает водителю заказ по стоимости, который превысит этот уровень и агрегатору не придется выплачивать деньги водителю по данному показателю.
Низкая расценка на такси убивает отрасль пассажирских перевозок в целом.
Практически на каждой машине такси сейчас написаны расценки за поездки на одной «поездки от 59 рублей» на другой ещё меньше «поездки от 49 рублей» на третьей «каждому пассажиру подарок». Водители такси не готовы возить по такой цене на фоне роста цен на топливо. Если посчитать средняя цена в регионах на маршрутки за человека 30 рублей. В такси садятся 4 человека и едут те же пять-шесть остановок за 90 рублей. Как говорится и таксист не заработал и водитель маршрутки потерял. В итоге и таксист не будет работать и водитель маршрутки в убытке.
Низкая расценка не покрывает даже прямые затраты водителя на поддержания автомобиля в 100% исправном состоянии.
Требования, которые все чаще предъявляют агрегаторы, это качество машин при этом делают акцент на автомобилях иностранных брендов, что подрывает, сбыт отечественных автомобильных брендов.
А где логика?
Ночная расценка такая же, как дневная, а где логика? И вот в чем собственно не состыковка. Ночью нельзя уехать на метро, трамвае, троллейбусе, автобусе, почему ночной тариф нельзя сделать выше, во-первых, у пассажиров нет альтернативы, а во-вторых, ночные смены везде доплачиваются, почему в такси нет?
Не нужные обязанности.
В одно из приложений агрегаторов такси после завершения поездки с пассажиром водитель должен был отвечать на вопрос «был ли пассажир в маске?». Вся глупость такого опроса заключается в том, что таксист это не статист. Он не может повлиять на ситуацию и обязать пассажира одеть маску законом он для таких действий не наделен. Все что он может потерять заработок, если откажется везти пассажира по заявке.
А какая разница, в каком автомобиле вы попадете в аварию?
Многие агрегаторы стимулируют водителей расценками за перевозку пассажиров, чтобы те покупали для работы в такси более дорогие автомобили, иностранных брендов, преподнося это так, что данные автомобили более безопасны. Но на практике многие таксисты в состоянии купить только самую дешёвую комплектацию таких автомобилей, где уровень безопасности схож с отечественными автомобилями либо эта разница не существенна. Не стоит забывать, что такие автомобили более скоростные и авария на большой скорости имеет более тяжелые последствия. Ну и старая водительская шутка, про то какая самая важная деталь в автомобиле, что это прокладка между рулем и сиденьем водителя все-таки на практике себя оправдывает больше.
Организовывая бизнес такси нужно понимать разумность и необходимость тех мер, которые применяются для регулирования работы таксистов и не доводить их до абсурдных не оправданных процессов.