Разговоры об обязательной маркировке парфюмерии начались еще в 2019 году. Механизм раскачивался медленно, но все-таки заработал и с 1 октября этого года продажа немаркированных духов будет запрещена. Что нам это даст, кроме очевидного - повышения цен? Ну, как минимум, закончатся споры о том, продаются ли в сетях фейки...
Итак, с 1 октября на каждой коробочке или флаконе появится наклейка "Честный знак" с уникальным QR-кодом и длинным числовым рядом. С этого дня ни один магазин, включая он-лайновые, не имеет права продавать флаконы без этой наклейки.
В коде будет зашифрована масса юридической информации, мы с вами сможем узнать только часть:
- зарегистрирован ли товар в системе
- место и дата производства
- данные производителя и импортера
- характеристики продукции
Узнать эти подробности можно будет через приложение для мобильных, которое читает коды Data Matrix – такие уже есть. Теперь до того, как отнести флакон на кассу или отдать деньги курьеру, мы можем просканировать код и узнать, что официальные лица - производитель, импортер, дистрибьютор - подтверждают, что наш флакон прошел честный путь от завода до полки, он не просрочен и сделан там, где указано на этикетке. В случае нарушений или несовпадений прямо из приложения можно будет отправить жалобу!
Конечно, это головная боль для всех, кто участвует в цепочке, но в идеале маркировка должна очистить рынок от незаконного оборота продукции. От контрафакта с подделкой фирменных знаков, имитаций во флаконах «как у Диора», фальсификата «сделано во Франции», а заодно и от оригинальной парфюмерии, которая пошла мимо налогов, и той, которая привозилась без разрешения производителя и продавалась через Интернет-магазины.
Интересно, много ли исчезнет с площадок типа WB - они же тоже лишатся права продавать духи без маркировки...
По исследованиям четырехлетней давности - на парфюмерном рынке примерно 20% подделок, а неофициально ввезенных оригиналов и того больше.
Крупные сети грешат просрочками, но как огня боятся появления на своих полках фейков, дорожат контрактами, и, чтобы не говорили критически настроенные покупатели, шанс приобрести левак в сетевом магазине, особенно крупных городов, стремится к нулю. Основные каналы реализации – несетевые магазины маленьких городов и Интернет-площадки. И вот главное, что должно произойти – сократиться количество сайтов с фейками, которые я как раз разбирала в последней галерее. Промаркировать «Диором» поддельный «Диор» из ОАЭ и ввезти его через таможню уже не получится.
Но не все так гладко… Маркировку должны будут получать в том числе и бренды, которые занимаются разливной парфюмерией, вот эти вот: «Да мы и в сети этого Лютенса продаем…» Маркироваться будет общая тара, а не пофлаконно, а это значит, что крупные разливайки продолжат благоденствовать и наверняка наладят торговлю маркированным сырьем. Правда думаю, что далеко не все захотят выходить из тени, чтобы получать маркировку.
Не будут маркироваться тестеры и пробники до 3 мл. (по некоторым данным до 5 мл) – если производитель их не предоставил, то тестером в магазине станет списанный маркированный флакон, его же можно пустить на пробники. Маркироваться будет упаковка, а не флакон, так что для фейкоделов оставлена лазейка - теперь будет больше предложений «оригинальных тестеров без коробки».
Вообще представляю все эти новые сказки: "старая партия, "распродажа остатков", "не успели зарегистрироваться" и т.д...
Всем предстоит много возни - в системе должны зарегистрироваться представители производителей, импортеры, логистики, дистрибьюторы, посредники, магазины и он-лайн площадки. Понадобится перепрошить кассы, прикупить оборудование и вообще научиться с этим работать.
Если честно, я не очень верю в успех, но инициативу приветствую. Не сомневаюсь, что и маркировки научатся подделывать, и непонятная парфюмерия вся не исчезнет, но у покупателей будет возможность подстраховаться. Если важно купить нормальную продукцию, а не пожаловаться, то придется проверять самим ))) Но кто-то будет не в курсе, что это за код, а кому-то будет лень морочиться... Вот кто сейчас проверяет маркировку обуви или сигарет? Лично я - всего один раз и то только для того, чтобы посмотреть на работу приложения. И могу сказать, что оно пока очень сырое.