Здравствуйте, читатели! Возвращаясь к теме советских фильмов о гражданской войне, предлагаю пролистать некоторые, не самые освещенные страницы истории. Картины снятые о них, как всегда в моих обзорах, малоизвестны.
"Пыль под солнцем" 1977 г.
1918 г. Фильм начинается с красивого эпизода конной атаки на красноармейские позиции, но большая часть его посвящена не борьбе с внешним врагом, а произошедшему 10-11 июля в Симбирске левоэсеровскому мятежу, явившемуся отголоском событий 6 июля в Москве.
Как известно, одним из идейных разногласий между большевиками и эсерами было отношение к заключению Брестского мира.
После подавления большевиками попытки эсеровского мятежа в Москве, командующий Восточным фронтом М.А. Муравьев, левый эсер, прибыл с отрядом в Симбирск, арестовал представителей Симбирского губкома во главе с Иосифом Варейкисом и командующего Первой армией Михаила Тухачевского.
Муравьев выступил с речью о необходимости разрыва Брестского мира и перехода в наступление на германские позиции. Красноармейцы, плохо разбиравшиеся в политических вопросах и привыкшие верить революционной риторике, которой в речи Муравьева было достаточно, поддержали своего командира.
Зримого выступления против Советской власти не было - здание губкома незаметно, без эксцессов взяло под охрану верное Муравьеву подразделение.
Обе стороны старались не скомпрометировать себя кровопролитием. Начались политические игры, благодаря которым эсеровскую охрану удалось сменить на отряд, поддерживающий большевиков, а Муравьева пригласить на совещание, дав надежду, что Варейкис с товарищами решили почетно сдаться.
Эпизод конной атаки белоказаков на красноармейские окопы смотрится почти как балет в замедленной сьемке под пафосную музыку.
Потом все будет куда менее романтично: погрузка эшелонов с хлебом голодающим, бабий бунт, из-за того, что забрали паровоз, споры Тухачевского с Муравьевым, подавляющим его революционным фразерством, политические интриги.
Постановка реалистичная, актерская игра убедительна. Блистает Петр Вельяминов в роли Муравьева - охваченного бонапартистскими амбициями политического авантюриста. Александр Овчинников, играющий Тухачевского, очень красив и похож на свой исторический прототип. Запоминается несгибаемая пожилая анархистка.
"На крутизне" 1985 г. 3 серии.
20-е годы, Украина. Из губернского ЧК прислан в уезд Кирилл Максюта для помощи в поиске и обезвреживании банды бывшего петлюровского полковника Аверьяна Волынца. Начальник уездного ЧК дает ему в помощь сотрудника из местных - Ивана Чернеца.
Иван - деревенский, окончил два класса церковно-приходской школы, прямой и вспыльчивый. Кирилл - из буржуазии, городской, учился на философском факультете, вежливый и рассудительный. Несмотря на это, они быстро дружатся, чему способствует общее дело и выпавшие на их долю испытания.
Их противник Волынец - не чужд обычных человеческих интересов. У него есть невеста Зинаида: дочь зажиточного крестьянина Саввы Терещенко. Выслеживая атамана на свидании, молодые чекисты сами попадают в ловушку: Волынец без охраны не ходит. Теперь им надо как-то выбираться из плена.
Сериал интересный, динамичный, приключенческий. Яркие и неоднозначные актерские работы.
Аверьян Волынец (А.Пороховщиков) - жестокий атаман и влюбленный мужчина, идейный противник Советской власти.
Савва Анисимович Терещенко(П. Глебов) - властный отец, хозяйственный собственник, душой привязанный к родной земле крестьянин. Зинаида Терещенко (Е.Глебова) - оборотистая сельская красавица, легко превращающаяся в хозяйку шикарного ресторана, но способная и на человечность, и на смелый поступок.
Лесь Григорьевич Волощук (Н.Гринько) - агент, помогающий чекистам, разыгрывает жадного мужичка перед соратниками Волынца.
Очень понравилось музыкальное оформление картины: основная тема и звучащие по ходу сюжета песни. Финал - впечатляющий. Сериал снят по одноименному роману Константина Басенко, основанному на реальных исторических событиях.
"Казачья застава" 1982 г.
В 1915 г. в Галиции ходили наши казаки на немецкие позиции за "языком" и попросил Алексей Бутов своего друга Яшку, если с ним что плохое приключится, не оставить его семью без помощи.
Яков обещал, задание выполнили, но обоих друзей подстрелили немцы. Бутова казаки сочли мертвым и не взяли с собой. Он попал в плен, бежал, воевал у Буденного и Тухачевского, а домой, в казацкую станицу на берегу Амура, собрался только в 1923 г., но и тут попал в историю.
На пароходе Бутов стал свидетелем грабежа, в котором участвовали офицер и женщина. Офицера он скинул за борт, сообщница его сбежала, потерпевший поблагодарил спасителя, а на месте нападения осталась полная драгоценностей сумка. Бутов, как сознательный красный боец, сдал их в ОГПУ и подался до дома, а там - новости.
Яков перестарался. Так сильно принял к сердцу заботы мнимой вдовы, что женился на ней и уже дочку родили, сестру бутовскому Ваське. Хозяйство, правда, богаче стало. Мария выбрала второго мужа, на Алексея обиделась, что надолго бросил, сын - тоже не признал и ушел Бутов жить к приятелю.
Тут, хунхузы, китайские бандиты, повадились плавать через Амур и грабить беззащитных гольдов, местных аборигенов. По гольдскому обычаю человека убивать нельзя - грех, а хунхузам: грабь - не хочу. Пока новая власть пограничников не пришлет, Бутов решил организовать казачью оборону.
Вскоре, с отцом Якова приехала в станицу та женщина, что Алексей спугнул во время грабежа на пароходе. Увидев у Васятки сумку из под награбленного, подаренную Бутовым, она, естественно, подумала, что и драгоценности у него.
Что-что, а влипать в истории главный герой умел, потому и сюжет не дает скучать. Казацкий быт и природа сняты красочно и натурально.
В роли главаря хунхузов Лю Фан Чина снялся известный по советским истернам Болот Бейшеналиев. Алексея Бутова играет Борислав Брондуков, в неожиданном для него, драматическом амплуа. В маленькой, но яркой роли бандита Ирода - Лев Перфилов.
Казацкие песни дополняют атмосферу. Позабавило решение гольдами морального вопроса при бегстве бандитов через Амур: в человека стрелять нельзя, но в лодку - можно.
Надеюсь, эти интересные и красочные фильмы помогут вам провести досуг, ненадолго погрузившись в прошлое.
Если вам показалась интересной статья, предлагаю прочесть предыдущую: "Встречи в горах": 3 забытых советских истерна о классовой борьбе на национальных окраинах