Найти тему
Мария Лобанова

ОСОБЕННОСТИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ МОЛОДЕЖИ XXI ВЕКА

© Лобанова Мария Николаевна Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Ульяновска
"Средняя школа № 82"


В данной статье описываются отличия в мировоззрении молодежи в период с 1990-х по 2000-е годы ,а также особенности мировоззрения молодежи в современной России. Описываются интуитивные представления и теоретические взгляды на окружающий мир и место человека в нем, на многостороннее отношение современной молодежи к миру, к самому себе и к другим людям.

Ключевые слова: мировоззрение, молодежь, знания, идеалы, личность, социальная группа.

-----------------------------------------------------------------------------------------------


Мировоззрение – система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности .

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многостороннее отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека, определенной социальной группы и общества, их убеждений, идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение – это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения – личность, социальная группа и общество в целом. Основа мировоззрения – знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия – это теоретическое ядро мировоззрения. В структуру мировоззрения входят не только знания, но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная насыщенность. Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения – это та призма, через которую видится действительность. Убеждения – не только интеллектуальная позиция, но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека .
Таким образом, мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

Одно из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968г. В.Т. Лисовским: "Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет". Позднее более полное определение было дано И.С. Коном: "Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в российском обществе .

Основываясь на данных ,полученных из научной литературы, дополнительных источников сети "интернет" ,СМИ и личных наблюдений можно выявить кардинальные различия в мировоззрении молодежи 1990-х и 2000-х годов . Можно сказать ,что в период столь существенных общественных преобразований(переход от советского общества к постиндустриальному) именно ценности можно считать ключевым индикатором, определяющим влияние этих изменений на общество и отдельные социальные категории граждан. Поколение подростков конца 1990 – начала 2000-х гг., или «поколение нулевых» характеризуется начальным этапом стабилизации нового российского общества, где преимущественно главными становятся личные ценности, такие как достижения и успех, материальное благополучие, семья, общение и гармоничные межличностные отношения. Однако теряют значимость социальные ценности и здоровый образ жизни. Существенные различия ценностно смысловых ориентаций можно увидеть в отдельных регионах нашей страны. Крупные города больше ориентируются на ценности социального благополучия, успеха, получения образования, предпринимательства; в малых городах и не больших поселениях основными ценностями являются: материальное благополучие, потребление, общение, семейная жизнь, а также присутствуют и асоциальные ценности.Однако главной проблемой молодежи в начале 90ых годов все же стала неподготовленность к новым условиям жизни. Раньше проблемами молодежи: образованием, социализацией, профессиональным самоопределением занималось государство, специальные молодежные организации, этому делу служила и основная, обязательная идеология. Теперь же у государства появились гораздо более важные дела, в стране стало катастрофически не хватать денег, молодежные организации были упразднены, обязательная идеология исчезла, и молодое поколение было отправлено в «свободное плавание». В условиях экономического кризиса, когда все слои населения нуждались в социально-экономической помощи, молодежь сама себя образовывала и социализировала. Наиболее полными данными, на мой взгляд, по теме определения ценностей молодежи располагают результаты социологических исследований, Опубликованных в учебном пособии "Социология молодежи» в разделе «Ценностные ориентации молодежи". "…Первым основным вопросом исследования стал вопрос о том, как тот или иной представитель молодежи ощущает себя в обществе. 78,4% назвали себя представителями поколения надежд, 21,6% респондентов считают себя представителями потерянного поколения. С октября 1996 года по февраль 1997 года в ВУЗах проводилось исследование, в результате которого было установлено, что 40,5% студентов смотрят в будущее оптимистично, 26,5% готовы к активным действиям. Неуверенность в будущем испытывают около 20% опрошенных, страх и безысходность – 2,4%, апатию и безразличие – 2,1% " Стоит также отметить наблюдение, которое сделали в результате анализа результатов исследований ценностных ориентаций уральских студентов профессорами кафедр социологии УГТУ (Екатеринбург) и НГПИ (Нижний Тагил) Вишневским Ю.Р. и Шапко В.Т.: "… Наблюдается явное противоречие в жизненных установках студентов. Близость двух позиций (жизненный комфорт, успех, возможны, прежде всего, благодаря собственным усилиям, предприимчивости; но одновременно подчеркивается важность знакомства с нужными людьми, помощи влиятельных лиц)… Сопоставление полученных данных с результатами аналогичных исследований последнего десятилетия позволяет зафиксировать преемственность старых ценностей, и параллельную новую, устойчивую и активно реализующуюся тенденцию… На смену патерналистским и в какой-то мере настроениям 80ых – (прим. авт.) – "Я могу чего-то добиться только благодаря помощи из вне" происходит осознание необходимости прежде всего личностных усилий – "Мой успех зависит от меня, от моей предприимчивости". Серьезная роль в установках студентов отводится образованию, которое выступает в качестве основы, фундамента для будущей успешной жизни. Все более определенно в студенческой среде проявляются ориентации на достижение личного успеха. Установка на успех в 70ые годы была характерна для 10-15% студентов, в 90ые – для 60-70%…".
Данные показывают нарастание индивидуалистических настроений в молодежном обществе. Смена коммунистической идеологии повлекла за собой смену ценностей в сторону ценностей капиталистического общества. Тяжелая экономическая ситуация заставляет молодежь больше думать о собственном благосостоянии и успехе. Малый спрос на молодую рабочую силу, общая безработица заставляет молодежь «вертеться», проявлять большую инициативу и напористость . В то же время «приблатненность», семейность в среде работодателей заставляют молодых так же и искать высоких покровителей и друзей, что сильно колеблет моральные устои молодого поколения.

Но что касается нашего времени, то все кардинально поменялось . Это в первую очередь связанно с технологическим прогрессом.Молодежь пользуется значительным количеством гаджетов, которые в свою очередь выступают не только как коммуникаторы, но и как источники информации.Окружающий мир ,как никто другой , задает ритм жизни , подавая пример подрастающему поколению .Молодые люди все больше начинают зависеть от строгих правил ,выдвигаемых обществом ,будь то предпочтения в еде ,одежде , в выборе музыки и интересов .Но в то же время нынешней молодежи присуща более высокая степень удовлетворенности жизнью, что связано с большей уверенностью в собственных силах, ориентацией на реализацию личных целей и интересов, на достижение и успех. Молодым людям свойственна приверженность к ценностям индивидуализма, личной инициативы и самостоятельности. Также следует также отметить понимание молодежью свободы как полного отсутствия ограничений, т.е. как отказ от социальной ответственности и солидарности.
Несмотря на все выше сказанное ,молодые люди современности очень коммуникабельны и мобильны. В самом деле, подросткам не сложно завести новое знакомство или познакомиться с незнакомцев. Придя в новое общество, ему легко будет завести новых знакомых. Подростку легко менять место учебы, работы, жительства, он быстро привыкает к новой обстановке, к новому окружению, однако это тоже зависит от личностных качеств каждого индивидуума.

Появление моды на здоровый образ жизни хорошо сказалось на молодом поколении. Отсутствие желание употребления в пищу вредных продуктов, занятия спортом, негативное отношение к вредным привычкам все это хорошо сказывается на здоровье подростков. Они занимаются спортом, им это нравится, они стремятся к хорошему результату, а именно к хорошей физической форме, а главное достигают этой цели. Люди, поддерживающие здоровый образ жизни реже болеют, не имеют депрессий, бессонниц, всегда позитивны, спокойны, часто улыбаются и радуются жизни.

Чтение книг так же является модным в 21 веке. Подростки стали читать в больших количествах, обсуждать произведения, интересоваться биографиями писателей. Читают, учат, рассказывают возлюбленным стихи русских поэтов. Прочтя книгу, они направляются на поиски подобных повествований или интересуются другими произведениями того же автора. Хорошая черта молодого поколения - страсть к книгам, желание к саморазвитию, трата времени на полезную деятельность, которая развивает их мышление, память, красноречие.Хорошее воображение в основном развивается и процветает именно у молодого поколения. Идеи для написания книг приходят именно подросткам, и если это именно то, что их интересует больше всего, то в будущем они становятся превосходными писателями и поэтами. Желание рисовать приходит в раннем возрасте, а вот обучение рисованию происходит именно в молодости. Некоторые молодые люди способны нарисовать шикарные картины, которые их самих не удовлетворяют, сами критикуя себя, они стараются больше и больше, учатся всю жизнь, удивляют своими способностями, своим даром окружающих. Музыкальному мастерству интересуются именно подростки, именно в молодости учатся в школах искусств петь или играть на музыкальных инструментах, учатся слышать чистоту мелодий и тональность звуков. Практикуя музыкальное мастерство в течение многих лет, связывая свою профессию с музыкой, становятся прекрасными музыкантами, а зачастую и пишут собственные мелодии.

В заключение я хотела бы отметить ,что для юной формирующейся личности имеет первостепенное значение наличие определенного взгляда на мир и общество, на себя в мире, то есть мировоззрения. Наличие мировоззрения может и должно быть для нее путеводной звездой в хаотичном и сложном мире. Но современное общество, предъявляющее новые требования к личности, отражающие новую степень ее социальной свободы, предъявляет также и новые требования к ее мировоззрению. Двойственность сложившейся культурной ситуации состоит в том, что эти требования к личности сопровождаются ценностно-смысловым кризисом общества, в котором нет определенных устойчивых мировоззренческих систем, способных удовлетворить потребность индивида в ценностных ориентирах социальной жизни, стать общепринятыми в социуме или хотя бы его отдельных группах. Вследствие изменений, произошедших в обществе, современное мировоззрение не может не отличаться в своих существенных признаках от мировоззрений прошлых эпох .

-------------------------------------------------------------------------------------------------
Библиографический список :
1.
Википедия. Статья «Ценности»: http://ru.wikipedia.org .
2."Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства" Цымбаленко С.Б.
3.Морально-ценностные ориентации студента
//http://members.xoom.com/sscientist/cennosti.htm .
4.Федосеенков А.В. Философия жизни: овеществление и персонализация. В кн.: Строительство - 2015: Современные проблемы строительства. – 2015. – С. 368-370.
5.Ценностные ориентации.
http://enc-dic.com/philosophy/Cennostnye-Orientacii-3677.html .