Приветствую, читатель! Этот выпуск дайджеста «Этот день в истории авиации» расскажет о — британском бомбардировщике из авиалайнера, сменщике легендарного Ил-2, чехословацком региональном авиалайнере L-410 и многом другом! Итак — 7 дней и 7 событий. Полетели ✈️
12 апреля
12 апреля 1935 года — первый полёт лёгкого бомбардировщика Bristol Blenheim. /Великобритания/
В 1934 году владелец нескольких крупных британских газет Гарольд Сидни Хармсворт (Harold Sidney Harmsworth) заказал компании Bristol Aeroplane разработку самого быстрого в Европе авиалайнера. Самолёт получил обозначение Type 142. Характеристики авиалайнера впечатлили авиационное министерство и оно заказало постройку на его базе бомбардировщика, названного Blenheim.
Это был цельнометаллический среднеплан с убирающимся шасси. Оснащался 2 × двигателями Bristol Mercury VIII мощностью 840 л.с. (позже — Mercury ХV, 995 л.с.) Максимальная скорость — до 428 км/ч, дальность полёта — до 2350 км. Вооружался 4-5 × 7,7-мм пулемётами Browning + до 540 кг бомб.
На вооружение Королевских ВВС Blenheim поступил в 1937 году. Всего будет выпущено 4422 самолёта всех модификаций, которые примут активное участие во Второй мировой войне. На сегодня в мире сохранился 1 летающий Bristol Blenheim.
13 апреля
13 апреля 1990 года — первый полёт истребителя-бомбардировщика Су-34. /СССР/
ОКБ им П. О. Сухого в 1986 году начало работы по проекту универсального боевого самолёта, который бы объединил в себе характеристики и возможности истребителя и бомбардировщика. Сначала он получил обозначение Т-10В-1, позже стал Су-27ИБ. Финальное обозначение — Су-34.
Су-34 представляет собой продольный триплан со стреловидным крылом и двухкилевым хвостовым оперением. Первый прототип построили путём переделки серийного Су-27УБ. Экипаж — 2 человека. Оснащается 2 × двигателями АЛ-31Ф-М (132 кН на форсаже). Максимальная скорость — 1800 км/ч, боевой радиус — 1100 км. Вооружение — 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 + до 8000 кг боевой нагрузки на 12 точках подвески.
Распад Советского Союза замедлил работу над проектом. Завершить все испытания и запустить Су-34 в серийное производство смогли только в 2006 году. Выпущено 122 самолёта. Су-34 стоит на вооружении ВКС России.
14 апреля
14 апреля 1936 года — первый полёт лёгкого самолёта Salmson D-6 Cri-cri. /Франция/
Во время Первой мировой войны Salmson выпускала бомбардировщики и самолёты-разведчики для ВВС Франции. После войны спрос на боевую авиацию упал и компания переключилась на производство авиационных двигателей и автомобилей. Но в 1934 году Salmson с проектом D-6 Cri-cri вернулась в самолётостроение.
Конструктор Поль Девиль (Paul Deville) спроектировал двухместный высокоплан с крылом типа «парасоль» и неубирающимся шасси. На D-6 устанавливался двигатель Salmson 9 ADr мощностью 60 л.с. Максимальная скорость — 150 км/ч, дальность полёта — 500 км.
После успешных испытаний Cri-cri запустили в серийное производство. Он задумывался как самолёт «для отдыха» и «воздушных прогулок». Но настоящий успех пришёл к D-6, когда правительство выбрало его для своей программы по популяризации авиации L’Aviation Populaire. Также он использовался в качестве учебного ВВС Франции. Выпустили 341 самолёт D-6 Cri-cri.
15 апреля
15 апреля 1935 года — первый полёт бомбардировщика-торпедоносца Douglas TBD-1 Devastator. /США/
ВМФ США в 1934 году провело конкурс на разработку новых бомбардировщиков для использования с авианосцев. Среди участников был и проект XTBD-1 от Douglas Aircraft — будущий TBD-1 Devastator. Он и стал победителем конкурса и 30 июня 1934 года компания получила заказ на постройку прототипа.
Это был цельнометаллический низкоплан с убирающимся шасси и складывающимся крылом. Оснащался двигателем Pratt & Whitney R-1830-64 Twin Wasp мощностью 900 л.с. Экипаж состоял из 3 человек. Максимальная скорость — 332 км/ч, дальность полёта — 700 км с торпедой и 1152 км с бомбами. Вооружение — 2 × 7,62-мм пулемёта Browning + 1 торпеда или до 450 кг бомб.
TBD-1 Devastator получился успешным и с отличными лётными характеристиками. Он стал первым монопланом ВМФ США и в 1939-42 годах был основным торпедоносцем флота. Активно участвовали в боевых действиях на Тихом океане. Было выпущено 130 самолётов TBD-1.
16 апреля
16 апреля 1969 года — первый полёт регионального авиалайнера Let L-410 Turbolet. /Чехословакия/
К 1960-м года гражданская авиация стран Варшавского договора нуждалась в новом ближнемагистральном самолёте — надёжном и экономичном, как Ан-2 и Ан-14, но более комфортном. Работы над таким самолётом велись в ОКБ Антонова (Ан-28) и ОКБ Бериева (Бе-30). Свой проект L-410 Turbolet разрабатывал и завод Let Kunovice (Чехословакия).
Под руководством Ладислава Смрчека (Ladislav Smrček) был спроектирован двухмоторный высокоплан с убирающимся шасси. Турбовинтовые двигатели Walter M601A (690 л.с.) позволяли развивать крейсерскую скорость до 365 км/ч. Дальность полёта — 1160 км. Брал на борт 17 пассажиров (или 1430 кг груза).
В 1969 году L-410 запустили в серийное производство. Экспортировался в СССР и в другие страны Варшавского договора и мира. Выпустили 1200 самолётов всех версий. Производство продолжается и сегодня, в том числе и в России. Более 300 самолётов активно эксплуатируются.
17 апреля
17 апреля 1957 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Nord 3202. /Франция/
В начале 1950-х годов для обучения лётчиков армии Франции использовались бипланы Stampe-Vertongen SV.4, разработанные в 1930-х годах. Для замены их более современными монопланами армия опубликовала требования к новому двухместному самолёту для первичного обучения. По этим спецификациям компания Nord Aviation разработала модель Nord 3202.
Это был двухместный низкоплан с неубирающимся шасси. Серийные самолёты оснащались двигателем Potez 4D-32 (240 л.с.) или Potez 4D-34 (260 л.с.) Крейсерская скорость — 195 км/ч, дальность полёта — 1000 км. Вооружение не устанавливалось.
В 1959 году, после всех испытаний, Nord 3202 стал основным учебным самолётом для подготовки пилотов армейской лёгкой авиации. Также использовался на соревнованиях по высшему пилотажу. Был выпущен 101 самолёт. Последний Nord 3202 сняли с вооружения в 1978 году. Несколько самолётов сохранились в лётном состоянии до наших дней.
18 апреля
18 апреля 1944 года — первый полёт штурмовика Ил-10.
В 1943 году ОКБ С. В. Ильюшина получило задание разработать двухместный штурмовик, который позже получит обозначение Ил-10. Хорошо показавший себя Ил-2 обладал, всё же, рядом недостатков — невысокая скорость, отсутствие бронирования кабины стрелка и т.д. Эти недостатки собирались устранить в новом самолёте.
Ил-10 был создан путём глубокой модернизации Ил-2 — улучшили аэродинамику, защитили бронёй кабину стрелка, установили более мощный двигатель АМ-42 (2000 л.с.) и т.д. Максимальная скорость — до 552 км/ч, боевой радиус — 800 км. Вооружение — 2 × 23-мм пушки + 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС + 1 × 20-мм пушка + 8 × ракет РС-82 или до 600 кг бомб.
Штурмовик поступил в части ВВС РККА в 1945 году и он успел повоевать на заключительных этапах Второй мировой войны. Также участвовал в Корейской войне. Выпущено 6166 единиц Ил-10 (в том числе — 1200 самолётов по лицензии в Чехословакии). Стоял на вооружении 10 стран мира.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории