Сказки. О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ (аналитическое толкование)

313 прочитали
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Великолепная сказка в поэтическом переложении гениального поэта. Понятно, что к авторским сказкам необходимо подходить осторожно. Но, в том то и дело, что гений А.С. Пушкина в полной мере передал всю палитру эмоций и психологических проблем, которые необходимо решить главным героям.

Итак, эта сказка для мужчин. С первого взгляда может показаться, что главная героиня – женщина, царевна. Но это не так. Главный герой – королевич Елисей. Именно он ищет свою вторую половинку (невесту). Именно он находит ее, пробуждает и женится на ней. Но обо всем по порядку.

Царь уехал. Беременная царица стала ждать его у окна. Через девять месяцев он приехал, а царица, родив дочь, умерла. Пройдемся по перечисленным героям.

Царь – человек, наделенный высшей властью и магической силой. По каким-то причинам он уходит от своей жены. То есть, отделяется от энергий Анимы. Это отделение может быть спровоцировано любыми делами в реальном мире. Мы очень часто бываем погружены в личные, общественные или государственные заботы настолько, что забываем о боге и душе. Более того, погруженные в многочисленные заботы, отделенные от духовного мира, мы считаем, что нами руководит разум. При этом отрицается любое духовное начало. В свою очередь, Анима в душе мужчины соединяет его Эго с мистическими глубинами. Потому в сказке и говорится, что царица «восхищенья не снесла». Да, с точки зрения Анимы, имеющей глубочайший отрицательный аспект «злой матери», свет сознания, обладающего безупречной логикой и не имеющего темной стороны, всегда кажется восхитительным. В этой сказке царь выступает, также, как Тень королевича Елисея, которая, своим воздействием на Аниму (культивируя темную сторону Анимы), мешает ему развить свою эмоциональную сферу души, чувственность, способность к налаживанию адекватного отношения к женщине.

Царица – Анима царя, женская ипостась его души, которая соединяет его с мифологическим слоем души. Слишком рациональная жизнь убивает Аниму, но не до конца. Анима, как и любой другой Архетип, бессмертна. Светлая сторона Анимы, если ее долго не замечать, ведя слишком рациональную, подавляющую эмоции, жизнь, заменяется на свою противоположность – темную Аниму. Она все та же Анима, по виду очень красивая, но проявляется в душе мужчины в следующих аспектах: злобная, завистливая, жестокая, стервозная (« Но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива»). Все эти аспекты проявляются во второй жене царя. Хотя, по сути, обе жены царя – одно. Просто аспекты разные. Естественно, как и всякая Анима, царица обладала колдовской силой. Она могла проникать своим взором в коллективное бессознательное, о чем говорит наличие у нее (полученное в приданное) зеркальце.

Зеркальце – окно в бессознательное. Это вполне естественно для Анимы. Она всегда в мужской душе связана с бессознательным. Фактически, она туда вытеснена развитием и культурно-историческим культивированием в душе мужчины именно мужских черт характера и моделей поведения. Следовательно, Анима вытесняется в область бессознательного. Зеркало – очень характерная деталь для сказок и снов. В нем мы можем увидеть все, что есть в бессознательном. Царица в нем видела свое отражение. И это отражение ей нравилось. Но, в отличие от реального мира, коллективное бессознательное не может обманывать. Там все образы отражают реальные отношения и свойства натуры. Потому самым первым и страшным испытанием в сказках и снах становится встреча с настоящим собой, не прикрытым образами персоны (лат. persona – маска для театральных представлений, личина). То, что зеркальце говорит – это поэтический оборот, необходимый для сказки. Фактически, в зеркальце был показан образ царицы и царевны в коллективном бессознательном. То есть, качества их души. И качества царевны были явно более привлекательные.

Царевна – еще одно проявление Анимы, которая в своих границах пересекается с Архетипом «Дочери». Фактически, царевна – Анима-Дочь. Она уже не принадлежит царю, так как его душу полностью занимает вторая царица. На этапе младенчества царевна была отделена от матери и отца. И ей предстоит большая работа по взращиванию в себе всех качеств, необходимых для достижения Самости. Тут явно прослеживается алхимическая стадия, называемая SEPARATIO , которая необходима для роста души. А царевна молодая все росла, хорошела, и стала доброй и покладистой красавицей. Конечно, ей нельзя было оставаться при дворе, которым управляла Темная Анима его отца. Поэтому ей нужно было найти свою половинку, с которой она образовала бы божественную полноту. И она автоматически нашлась («и жених сыскался ей, королевич Елисей»).

Работа царевны в избушке и во дворе – образ алхимического делания ( opus magnum ). Подробнее символику данного делания можно прочитать в моем толковании к сказке «Золушка». А принятие пищи царевной вместе с богатырями (пирожок прикусила) – означает интеграцию семи мужских качеств в свою душу.

Впоследствии царевна кинет хлеб нищей старухе, а та ей даст яблоко. Тем самым произошла интеграция Тени девки Чернавки, из-за чего царевна отравилась, фактически подпав под власть Трикстера. Ее развитие остановилось. Она почти умерла.

Королевич Елисей – очень мощный образ. Он имеет два имени: Королевич и Елисей. Это указание на потенциал персоны, способный к магическому развитию. Это указание на волшебное состояние духа, истоком которого является Самость. Даже имя, выбранное поэтом, указывает на глубочайший смысл сказки. Древнееврейская версия происхождения этого имени – Элиша, ученик пророка Илии. Имя Элиша означает «Бог спасет». В контексте данной сказки это имя идеально подходит под действие указанного героя.

Сенная девка Чернавка - образ Тени царевны. Они вместе выросли. Чернавка любит царевну, потому в лесу не связывает ее и отпускает. Эта тень уже готова для интеграции. Но царевна, по какой-то причине, не интегрировала эту Тень. Да, в начале она спасла царевну, что часто бывает в сказках. Но и после этого царевна отпустила девку обратно, к царице. Следовательно, эта Тень была частью царевны, но энергией подпитывалась от царицы, так как та ею управляла. Поэтому она не была интегрирована царевной. А когда Чернавка получила приказ (энергетический импульс) от царицы убить царевну, эта Тень превратилась в Трикстера (обманщика), который предстал в виде старушки с отравленным яблоком. Получив хлеб и приняв его в качестве пищи, Трикстер получил власть над Анимой-царевной.

Лес – образ коллективного бессознательного.

Избушка в лесу – образ одного из аспектов души царевны. А именно, та часть, которая связана с Анимусом (мужской частью души женщины). В ней проживают семь богатырей, которые являются образом мужских сил в женской душе, способных защитить ее от опасности.

Двор с собачкой – образ душевного пространства царевны, в котором имеется Тень, указывающая на инстинкт самосохранения. Собачка всеми силами показывает царевне, что старуха – враг, а яблоко отравлено. Она всеми силами хочет спасти жизнь царевне. Но все напрасно. Царевна не слушает свой инстинкт самосохранения и погибает.

Яблоко – образ искушения. Здесь сразу вспоминается библейский миф об искушении Евы в райском саду. Самое удивительное состоит в том, что в снах и в сказках кущи райского сада – это образ негативного аспекта Анимы (вспомним райский сад старенькой феи в «Снежной Королеве», куда попала Герда), которая является в данной сказке царицей. То есть, яблоко отравлено негативом Анимы. Этот негатив вошел внутрь царевны, которая его в себе растворила и восприняла. От этого она впала в состояние, близкое к смерти.

Хрустальный гроб – образ Самости в аспекте смерти. Хрусталь – камень. А камень ( lapis ) в алхимии – это образ Самости. Но хрусталь – это один из аспектов камня, означающий способность к созерцанию. Потому царевна и стала «как мертвой», но не мертвой. И никакие силы не могут вырвать ее из этого состояния. А если мы вспомним, что гроб висит между небом и землей, то ее состояние можно сравнить с состоянием «самадхи».

Далее королевич Елисей едет искать свою невесту, так как до него донеслись слухи о том, что она пропала. Он включает все свои магические силы. А они у него огромные, которые дают ему возможность впасть в состояние души, называемое RUBEDO . Оно характеризуется страстным усилием души для разрешения какой-либо проблемы, достижения цели, исполнения желания. В нем герой даже беседует с Солнцем, правителем данного состояния. Но информации о своей невесте (его Аниме-царевне) он не получает.

Он впадает в состояние ALBEDO , которому характерна рассудочность и ясность. Там он разговаривает с правителем этого состояния – Месяцем. Но не достигает желаемой цели. Это и естественно, поскольку данные состояния души присущи живым людям. Тогда он погружается своим сознанием еще глубже, в состояние близкое к смерти. Там находится ветер (греч. PNEUMA – дыхание, дуновение, дух). Дух бывает везде. Им пронизано мироздание, которое он же и творит. Он и указывает место: «там, за речкой тихоструйной, есть высокая гора, в ней – глубокая нора, в той норе во тьме печальной гроб качается хрустальный».

Речка – образ женского коллективного бессознательного. Во многих до-религиозных духовных системах, граница между миром живых и миром мертвых.

Высокая гора (вокруг пустошь) – очень высокие бессознательные качества души.

Нора (пещера) – место проведения инициации. Одновременно обозначает алхимическое состояние души NIGREDO («во тьме печальной»). В данном случае душа получила толчок к выходу из ситуации, что и подтверждается дальнейшими событиями.

Королевич Елисей, получив посвящение в глубочайшие магические тайны (какие? нам этого знать не дано), ударился всей силой о гроб и разбил его. Состояние царевны ушло, и она очнулась, попросила вынести ее на свет. Королевич Елисей в результате своих неимоверных усилий получил посвящение, обрел новые силы, пробудил свою Аниму и сумел ее интегрировать (свадьба), обретя полноту души. При этом злая Анима умерла. А почему? Да потому, что темный аспект Анимы был вытащен на свет осознания и потерял свою темноту. Он был интегрирован и стал частью Королевича Елисея. В процессе обретения своей Анимы (царевны) он избавился от «комплекса отца», подавляющего его Аниму. А, получив посвящение в норе (пещере), смог одолеть власть Трикстера над своей Анимой. Это еще один путь избавления мужчины от указанного комплекса. Два других показаны в анализе сказки «Царевна лягушка». Его испытания были направлены на обретение собственной Самости путем поиска своей Анимы, работы по ее развитию, совершенствованию, освобождению, осознанию и интеграции.