Начало XX века в России имеет отличительную черту – тогда начало формироваться негативное отношение к пьянству и алкоголю в целом. Долгое время власти принимали различные меры для уменьшения потребления алкоголя народом. Но бороться с ним оказалось сложнее, чем они ожидали. Полностью отказаться от его производства и торговли так и не вышло. Да и к тому же, это было не выгодно для государства. Доля от продажи алкоголя в бюджете государства составляла около 40%.
Первая кампания (1917 – 1923 годы)
Первая волна борьбы с алкоголем началась после Октябрьской революции. И уже в ноябре выходит приказ, который запрещал производство и продажу алкогольных напитков. Закон смягчился в начале 1920 года: было разрешено производить виноградное вино крепостью 12 градусов, в 1921 году допустимый градус был повышен до 14 и 20. А в 1922 было разрешено продавать пиво и вино по всей стране. И уже на следующий год запрет на алкоголь практически утратил свою силу.
Вторая кампания (1929 год)
Но на этом попытки власти не остановились, и уже в 1929 году пошла новая волна борьбы с алкоголизмом. Аргументируя все «требованиями трудящихся», власти массово стали закрывать пивные ларьки и другие точки продажи алкоголя. Был создан список праздничных и предпраздничных дней, в которые продажа спиртных напитков была запрещена полностью. Чтобы настроить общество на борьбу с алкоголем, были созданы общества трезвости, появился журнал «Трезвость и культура».
Но и данная кампания не просуществовала долго: уже через год ее пришлось свернуть. Причиной стало то, что началось закрытие пивоваренных заводов Москвы, Ленинграда и других городов СССР. А это привело к огромным недоборам в государственном бюджете. К тому же, накаленная обстановка в обществе в преддверии войны подталкивала Сталина дать «добро» на увеличение производства алкогольной продукции.
И все это подтолкнуло общество к тому, что начала развиваться другая культура – «культура пития». Тогда и появилось, известное многим, «Советское шампанское».
Третья кампания (1958 год)
В годы Великой Отечественной войны вопрос алкоголизма народа не обсуждался – он просто ушел на второй план, сопровождаясь повышением цен на водку. Тогда люди начали искать альтернативу и перешли на другие напитки – спирт и самогон.
И уже после войны, в 1958 году правительство СССР предпринимает третью попытку снижения потребления алкогольных напитков в стране. Реализация ликеро-водочной продукции была запрещена на авто- и железнодорожных станциях, в аэропортах, вблизи школ, заводов и фабрик, больничных учреждений и множества других мест скопления людей. В обществе снова появился культ трезвости, а алкоголиков лишали премий, увольняли или исключали из партии.
Четвертая кампания (1972 год)
В 1972 году началась новая волна натиска на алкоголь: вышло постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», снизили выпуск крепкого алкоголя, и было запрещено производить водку крепостью выше 40 градусов. Был введен комендантский час на продажу алкоголя: с 11 утра до 19 часов вечера. Возросла и стоимость продукции.
Злостных алкоголиков пытались вылечить и привлечь к принудительному трудовому перевоспитанию в специализированных профилакториях.
Пятая кампания (1985 год)
До 1980 года в Советском Союзе количество употребляемого алкоголя на человека в год не превышало отметки 5 литров. Но этот показатель резко ухудшился за 4 года и уже к 1984 году он составил 10,5 литра. Или если обратиться к другим подсчетам, то почти 14 литров.
И тогда власти страны решили начать активную борьбу с алкоголизмом. Впервые за все время борьбы, было решено сократить производство винно-водочной продукции. Это было рисковое решение, потому что доходы от ее реализации составляли почти треть государственного бюджета.
Началось масштабное уничтожение точек, продающих алкогольную продукцию. В тех заведениях, где не запретили продажу полностью, сократили разрешенное время продажи. Теперь приобрести спиртное можно было с 14 до 19 часов. Выросла цена на водку, что привело к развитию теневой экономики.
Появление в нетрезвом виде могло привести к тому, что человеку могли привлечь к административному или уголовному наказанию. В борьбе с алкоголизмом активную роль принимали профсоюзные организации, союзы и различные учреждения.
Началась жесткая цензура – удалялось любое упоминание алкогольной продукции из книг, театральных постановок, музыки и кино. Были восстановлены и общества борьбы за трезвость, которые пропагандировали трезвый образ жизни.
У проходившей кампании были и люди, которые ее не поддерживали. Они аргументировали свою позицию тем, что государственный бюджет теряет огромные средства, и это может привести к инфляции. Негативной стороной стало и уничтожение виноградных посадок, которые теперь просто простаивали и засыхали.
Люди, искавшие замену алкоголю, стали скупать некачественные суррогаты в виде аптечных спиртных настоек, одеколонов, лосьонов и самогона. Из-за этого резко увеличилось количество отравлений, которые нередко приводили к смертельному исходу.
Но у кампании были и положительные стороны: увеличилась продолжительность жизни у мужчин, сократилось число ДТП и преступлений.
Большое количество негативных сторон вызвало массовое недовольство и экономический кризис, начавшийся в 1987 году. В 1988 году все начало возвращаться на круги своя и борьба с алкоголем прекратилась.