В предыдущей статье мы в шутливой форме обсуждали с вами возможные причины затягивания тестового полёта коптера "Изобретательность", а также что сказал бы по этому поводу капитан Смоллетт.
Теперь более серьёзно взглянем на этот вопрос. Можно предположить, что задержки с первым запуском Ingenuity чреваты очень большими дальнейшими проблемами.
В бурной атмосфере Марса медлительные и неторопливые летательные механизмы могут просто не выжить.
Неделю назад, как вы помните, марсоход Perseverance сбросил на поверхность прочный кожух, в котором сидел маленький вертолётик. В каком-то смысле отложил, так сказать, яйцо, из которого вылупился птенец. Вот как птенец выглядит на красноватом марсианском грунте:
Молодым птицам, естественно, надо учиться летать
Однако у птенца, произведенного на птицефабрике под названием НАСА, уже идёт задержка этого процесса в пару недель от первоначального графика. Это опоздание немедленно начало приводить к загрязнению аппарата и особенно солнечных панелей в результате пылевых бурь.
А вернее, не просто пыль начинает облеплять его, но и песок крупных фракций, на укрупнённом фото видно очень хорошо:
Чего ждёт NASA от развития ситуации, мы не знаем, зато ждём (как всегда осмысленных и вежливых) вопросов от их фан-клуба наподобие:
Аффтор, не умничай, в НАСА не дураки собрались, они заранее всё такое предусмотрели, понял, иксперд?
Мы все, конечно, надеемся, что так оно и есть, всё предусмотрено, коптер полетит, мы сможем увидеть Марс с высоты (правда, очень-очень небольшой). Однако есть некоторые пессимистичные моменты в нынешнем положении вещей. Их, собственно, три:
- Предыдущие марсоходы Spirit и Curiosity погубила именно такая проблема (перекрывание песком панелей солнечных батарей), а делались эти роверы теми же недураками из НАСА
- Советский Луноход-2 тоже перестал функционировать, набрав слишком много песка на свою панель (впрочем, в его случае атмосферные бури не при чем, но итог все равно тот же)
- Марсоход "Персиверанс" находится в относительно спокойном климатическом поясе Марса. Бури здесь сильные, но редкие, и неизвестно, насколько будет эффективной ветровая очистка солнечных панелей у неподвижного аппарата (на естественную очистку, кстати, и делает расчёт НАСА). А ведь коптеру энергия нужна не только для полётов, но и для самообогрева в холодные (до -90 С) марсианские ночи.
Одним словом, для того чтобы жить, вертолётику "Изобретательность" нужно иметь холодную голову батареи чистыми. А чтобы они были чистыми, надо почаще летать. Другого способа получать максимум солнечной энергии его создатели не предусмотрели.
Однако сейчас, из-за постоянных технических заминок, дрон с собственной стоимостью разработки в 86 млн долларов рискует войти в "крутое пике" отсутствия подзарядки - и тогда всё, гуд бай Америка Изобретательность.
Желаем удачи и скорого старта. Ну правда, очень хочется посмотреть глазами Ingeniuty немного больше Марса :)
Алексей Королёв, историк космонавтики
Друзья, подписывайтесь на наш канал ◐ РОДИНА СЛОНОВ ◐ ! Также приглашаем на наш КосмоСайт !