Найти тему
РОДИНА 🐘 СЛОНОВ

Марсианский вертолёт-2. "Лететь иль не лететь? Вот в чём вопрос!"

В предыдущей статье мы в шутливой форме обсуждали с вами возможные причины затягивания тестового полёта коптера "Изобретательность", а также что сказал бы по этому поводу капитан Смоллетт.

Теперь более серьёзно взглянем на этот вопрос. Можно предположить, что задержки с первым запуском Ingenuity чреваты очень большими дальнейшими проблемами.

В бурной атмосфере Марса медлительные и неторопливые летательные механизмы могут просто не выжить.

Неделю назад, как вы помните, марсоход Perseverance сбросил на поверхность прочный кожух, в котором сидел маленький вертолётик. В каком-то смысле отложил, так сказать, яйцо, из которого вылупился птенец. Вот как птенец выглядит на красноватом марсианском грунте:

Ingenuity на марсианском грунте обдумывает, лететь уже или еще помечтать
Ingenuity на марсианском грунте обдумывает, лететь уже или еще помечтать

Молодым птицам, естественно, надо учиться летать

Однако у птенца, произведенного на птицефабрике под названием НАСА, уже идёт задержка этого процесса в пару недель от первоначального графика. Это опоздание немедленно начало приводить к загрязнению аппарата и особенно солнечных панелей в результате пылевых бурь.

А вернее, не просто пыль начинает облеплять его, но и песок крупных фракций, на укрупнённом фото видно очень хорошо:

Загрязнение солнечной панели на вертолётике
Загрязнение солнечной панели на вертолётике

Чего ждёт NASA от развития ситуации, мы не знаем, зато ждём (как всегда осмысленных и вежливых) вопросов от их фан-клуба наподобие:

Аффтор, не умничай, в НАСА не дураки собрались, они заранее всё такое предусмотрели, понял, иксперд?

Мы все, конечно, надеемся, что так оно и есть, всё предусмотрено, коптер полетит, мы сможем увидеть Марс с высоты (правда, очень-очень небольшой). Однако есть некоторые пессимистичные моменты в нынешнем положении вещей. Их, собственно, три:

  • Предыдущие марсоходы Spirit и Curiosity погубила именно такая проблема (перекрывание песком панелей солнечных батарей), а делались эти роверы теми же недураками из НАСА
  • Советский Луноход-2 тоже перестал функционировать, набрав слишком много песка на свою панель (впрочем, в его случае атмосферные бури не при чем, но итог все равно тот же)
  • Марсоход "Персиверанс" находится в относительно спокойном климатическом поясе Марса. Бури здесь сильные, но редкие, и неизвестно, насколько будет эффективной ветровая очистка солнечных панелей у неподвижного аппарата (на естественную очистку, кстати, и делает расчёт НАСА). А ведь коптеру энергия нужна не только для полётов, но и для самообогрева в холодные (до -90 С) марсианские ночи.

Одним словом, для того чтобы жить, вертолётику "Изобретательность" нужно иметь холодную голову батареи чистыми. А чтобы они были чистыми, надо почаще летать. Другого способа получать максимум солнечной энергии его создатели не предусмотрели.

Однако сейчас, из-за постоянных технических заминок, дрон с собственной стоимостью разработки в 86 млн долларов рискует войти в "крутое пике" отсутствия подзарядки - и тогда всё, гуд бай Америка Изобретательность.

Желаем удачи и скорого старта. Ну правда, очень хочется посмотреть глазами Ingeniuty немного больше Марса :)

Алексей Королёв, историк космонавтики

Друзья, подписывайтесь на наш канал ◐ РОДИНА СЛОНОВ ◐ ! Также приглашаем на наш КосмоСайт !