Найти тему

в нескольких странах отменили школьные предметы. Новый концепт в образовательном сообществе.



Такие сенсационные заголовки последние пару лет гуляют по просторам интернета. Как же так? А чему они теперь учат детей?

На самом деле эти изменения не настолько радикальны, как звучат. И многие школы в мире уже давно так преподают.
Так - это как?


В образовательном сообществе это называется обучением через явления или концепты.

Что должно остаться в голове ребенка в результате изучения чего-то в школе? Набор фактов, которые не применимы к сегодняшнему дню? В каком году начал править Петр Первый, какие войны выиграл и проиграл, какие реформы провел? Вы это помните? Вряд ли, как и я. Так зачем учили?

А что если бы на основе изучения событий прошлого дети смогли анализировать события, происходящие вокруг нас, понимали исторический контекст сегодняшних конфликтов, могли предсказывать варианты развития тех или иных общественных, политических, экономических решений?

Например, вместо ответа на вопрос «годы правления Петра Первого?» они бы изучили «что такое революция, что к ней приводит, какие могут быть сценарии развития событий, и какие последствия?».

Понимание ответов на эти вопросы можно применить для анализа того, что произошло в Украине, и во время Брекзита, и в Белоруссии, и даже на выборах в США.

Это простой пример, что такое концепт в обучении. Совокупность знаний объединяется единым понятием, которое ученики исследуют. И в этом случае можно сделать обучение межпредметным, ведь концепты не ограничены рамками предмета. Если это «революция», то там есть место фактам из истории, географии, экономики, права.
Отсюда и сенсационные заголовки, что предметов в Финляндии больше нет.

Пример с революцией, кстати, я взяла не из головы. В школе Летово мы изучали программы лучших школ мира, чтобы показать учителям конкретные примеры, как можно пересобрать программу обучения через изучение концептов. И вот мне директор лучшей школы Сингапура Raffles Institution присылает пример из программы истории, где 8 уроков объединены темой Революция. Я зачиталась! Там и становление СССР, и революции в странах Латинской Америки, и Французская Революция.
До сих пор помню основные выводы.

Как вам такой подход? Встречали его?