30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Москве произошел террористический акт, который мог перевернуть всю дальнейшую историю России – покушение на Владимира Ленина. Подозреваемую в выстреле, Фанни Каплан, задержали в тот же вечер. А спустя несколько дней ей уже было вынесено обвинение и приговор.
И вроде бы, ответ очевиден и не стоит продолжать его обсуждать, но в истории редко бывают ситуации, которые можно разрешить однозначно. Также и в этой ситуации, у историков рождается много вопросов, которые подталкивают к тому, что в выстреле виновна вовсе не бывшая каторжанка. Но давайте обо всем по порядку.
Вечер 30 августа. Владимир Ленин около часа выступает с речью на заводе, а затем выходит во двор. Не дойдя до своего автомобиля, Ленин останавливается, чтобы продолжить разговор с одной из работниц завода. И тут раздаются выстрелы. Одна из пуль попадает в работницу завода – Попову, но несмотря на этот факт, впоследствии ее задержали как одну из подозреваемых.
Заметить стрелявшего на месте было практически невозможно: темный вечер, электричество практически везде отключено и узкие улочки вокруг, в которые можно было сразу умыкнуть.
Задержал женщину помощник комиссара одной из московских дивизий Батулин. Он встретился с ней в парке, женщина выглядела подозрительно, поэтому он подошел, чтобы спросить, что она там делает. В ответ Фанни сразу сказала: «Это сделала не я». В этот момент Батулин понял, что его подозрения оправдались, и он арестовал женщину.
На допросе выяснилась следующая информация: Фанни Каплан – девушка, которую многие знали под другими именами, потому что она меняла их, представляясь людям. С 15 лет Каплан относила себя к анархистам, и в 1906 году приняла участие в покушении на киевского генерал-губернатора Сухомлинова. Но покушение не удалось, и девушка была задержана. В тюрьме у девушки начало портиться зрение из-за нервных срывов. За решеткой она провела десять с половиной лет и вышла в статусе «политзаключенного».
И вот уже летом 1917 года она знакомится с Дмитрием Ульяновым — младшим братом Владимира Ленина. Он помогает ей вылечить зрение, которое на тот момент практически отсутствовало у девушки.
На допросе Фанни сначала отрицала свою вину, но затем неожиданно сказала, что все же стреляла. Когда ее спросили, почему она это сделала, женщина сказала:
«Стреляла в Ленина потому, что считала его предателем революции, и дальнейшее его существование подрывало веру в социализм»
Она утверждала, что не причастна ни к каким организациям и партиям и все делала исключительно в одиночку.
Расследование длилось всего три дня и затем, Каплан была расстреляна, а ее останки были сожжены в бочке со смолой.
Факт такого быстрого расследования – это первое, что смущает историков во всей этой ситуации. Следующий аспект – меняющиеся показатели у свидетелей. Люди меняли свои показание по нескольку раз. Например, шофер называл разное время приезда к заводу, а затем уверял, что видел именно женскую руку с пистолетом где-то в толпе, хотя вокруг было темно и отличить мужскую руку от женской было довольно-таки сложно. А в конце и вовсе уверяет, что видел Каплан не в толпе, а возле машины…
Возникают и не состыковки с оружием: в семизарядном браунинге, который был принесен позже одним из свидетелей, нашедшем его во дворе, обнаружилось 4 патрона. На месте преступления также было найдено четыре гильзы. А это значит, что один из выстрелов точно был совершен из другого пистолета. Были ли второй пистолет именно у Каплан – вопрос открытый.
Но почему Каплан не приводили на следственный эксперимент как главную подозреваемую? Если ее отправляла на преступление партия, то почему выбор пал именно на девушку с плохим зрением? Почему сам Ленин был настолько отстранен от дела, словно оно его и не касалось?
Покушение на Ленина оставило много вопросов, на которые мы уже вряд ли получим ответы, но это не означает, что мы должны остановиться и не разгадывать загадки, которые нам подкидывает история.