Остия Антика (от латинского os - “устье”) была выдающимся портовым городом Древнего Рима, географически расположенным примерно в 19 милях от "вечного города". И хотя в современных условиях это место находится примерно в 2 милях от моря из-за заиливания, этот район все еще является домом для шквала хорошо сохранившихся древнеримских архитектурных образцов, фресок и мозаик.
Известный французский археолог Жан-Клод Гольвин сделал серию акварельных рисунков, которые точно передают масштаб и сущность этого древнего портового города, который, возможно, достиг своего пика численности населения около 50 000 человек во 2 веке нашей эры, на апикальной стадии Римской империи.
Основание (10 – 4 век до н. э.).
Согласно некоторым легендам и предположениям Ливия и Цицерона, Остия, возможно, была первой колонией Рима – римским форпостом, который защищал их недавно завоеванные территории. Традиция повествует о том, как четвертый римский царь Анк Марций основал этот форпост в 7 веке до нашей эры после разрушения Фиканы, древнего поселения, находившегося всего в 11 милях от Рима (который также имел свою гавань вдоль Тибра). Интересно, что история Остии, возможно, восходит к периоду до возникновения даже Римского царства, когда в этом районе была небольшая деревня в раннем железном веке Итальянского полуострова, примерно в 10 веке до нашей эры.
Во всяком случае, археологические свидетельства о древнейшем поселении в Остии соответствуют каструму (римским сооружениям для военных оборонительных позиций), построенному и развитому между 396 и 267 годами до нашей эры. Возможно, построенный как защита от местных пиратов, комплекс сам по себе имел размеры 636 футов х 410 футов (эквивалент более чем четырех американских футбольных полей). Он был окружен стенами из больших блоков туфа и пересекался двумя главными улицами.
Период с 3 века по конец 2 века до н. э.
К 3 веку до нашей эры Остия была преобразована в военно-морскую базу, настолько, что стала резиденцией одного из официально назначенных командующих римским флотом, который был известен как квестор Остиенсис. Достаточно сказать, что эта должность стала более важной с началом Пунических войн, и как таковая Остия превратилась в одну из стратегических военных гаваней римлян.
Однако ко 2 веку до нашей эры, в частности, после покорения Карфагена, прибрежный город был реинтегрирован в качестве торгового порта. На это экономическое решение повлиял приток населения, подпитываемый римскими военными успехами той эпохи. Таким образом, Остия стала главным пунктом ввоза заморского зерна, которое ввозилось с Сицилии и Сардинии. В результате квестору пришлось перестроить свою военную контору на что-то более "гражданское" по своему характеру, и таким образом он стал надзирателем за импортом зерна.
Политика и культура (1 век до н. э. – 1 век н. э.) –
Остия была ареной ожесточенных боев между войсками Гая Мария и Суллы в римской гражданской войне 87 года до н. э., когда марианские солдаты осадили портовый город, а затем окончательно разграбили его. Спустя 18 лет пираты успешно разорили город (в 69 году до н. э.), а также уничтожили большую часть консульского военного флота. Но своевременное вмешательство Помпея Великого предотвратило катастрофу, поскольку он продолжал собирать армию Лекса Габиния, которая победила пиратов.
Стабильность, принесенная Помпеем, возможно, привела к появлению новых строительных проектов, включая строительство новых стен для защиты города. Интересно, что, несмотря на предполагаемый статус Остии как колонии, город управлялся из Рима, по крайней мере, до 63 г. Однако с основанием новых стен поселение, наконец, было наделено собственным правительством. Этот символический жест сопровождался строительством ратуш и различных храмов.
Но именно Агриппа, близкий наперсник Августа, определил "гражданскую" судьбу прибрежного города, построив театр (в 12 году до н. э.), который мог вместить 3000 человек. На самом деле Остии должен был быть присвоен особый статус, учитывая преобладание мрамора, используемого для сооружения, который считался исключительным строительным материалом. За этим последовало создание надлежащего Форума, сопровождаемого недавно построенным Капитолием, храмом Юпитера и даже синагогой. А к концу 1-го века нашей эры, во время правления Веспасиана, стены Остии были превращены в действующий акведук, который нес воду в главный городской центр. Изобилие столь многих общественных проектов в конечном счете вдохновило смену (символически) военной канцелярии квестора Остиенсиса на прокуратора аннонае – в основном переводится как "прокуратор хлебозаготовок".
Портус и рабы (1 век н. э. – 3 век н. э.) –
К середине 1-го века нашей эры император Клавдий руководил строительством искусственной гавани в нескольких милях к северу от главного города. Построенный в дополнение к порту Остии, этот проект превратил весь район в процветающий портовый район, который даже был дополнен искусственным островом, известным как Isola Sacra (или Священный остров). Новая гавань, известная как Портус, имела свой собственный маяк, в то время как свежевырытая впадина облегчала защиту больших кораблей от внутренних берегов.
Теперь, с исторической точки зрения, именно коммерческий потенциал этих объединенных секторов прибрежного района в конечном итоге катапультировал статус Остии как главной гавани Рима. И, учитывая ряд подавляющих морских особенностей, добавленных к этим древним портам, имперская прокуратура Portus Ostiensis была изменена на прокуратор Portus Utriusque (относящийся к "обеим гаваням").
На самом деле строительный бум и великое процветание Остии продолжались вплоть до начала 3-го века. Этот знаменательный подъем коммерциализма сопровождался масштабным ввозом рабов из дальних и обширных земель. По разным оценкам, почти 17 000 человек из пиковых 50 000 населения были рабами, которые работали не только в домашних хозяйствах, но и в гавани и на складах. Эти рабы сопровождались свободными людьми среднего класса и освобожденными иммигрантами, которые были родом из различных регионов, таких как Северная Африка, Галлия, Испания и даже Египет и Сирия. Последние иммигранты в основном играли роль торговцев.
Постепенный упадок (после 4 века н. э.) –
К несчастью для Остии, ко времени Константина Портус и его окрестности были объединены в новый независимый город, переименованный в Civitas Flavia Constantiniana. И в то время как этот новый городской район рос коммерчески за счет старого портового города, Остия постепенно превращалась в высококлассный жилой район со строительством многих domus (больших римских домов).
Однако медленный упадок уже начался, и Остия была низведена до среднего римского провинциального города, что резко контрастировало с коммерческим оживлением Портуса – настолько, что даже вторгшиеся готы и аланы захватили Портус, но оставили Остию невредимой в 410 году нашей эры. А к концу 5-го века главный акведук перестал функционировать, отрезав таким образом "линию жизни" поселения. Наконец, в 537 году нашей эры великий полководец Восточной Римской империи Велизарий защитил этот заброшенный прибрежный город (вместе с Портусом) от готов, используя древний театр Агриппы в качестве импровизированной крепости.
Статья понравилась? Поставь лайк и подпишись, а также покажи ее другу! Всех благ.
Читайте также
Древний Вавилон. Утерянный город.
https://zen.yandex.ru/media/id/5d4d907dbd45c002cb50b1ca/drevnii-vavilon-uteriannyi-gorod-60786883c1749f03486278ee
Мифические твари средневековья.
https://zen.yandex.ru/media/id/5d4d907dbd45c002cb50b1ca/mificheskie-tvari-srednevekovia-6077f4a5c3445e46f55e5bb2
Куда пропали Шумеры? Что стало в великой цивилизацией.
https://zen.yandex.ru/media/id/5d4d907dbd45c002cb50b1ca/kuda-propali-shumery-chto-stalo-v-velikoi-civilizaciei-6077099037222b00b2925c8f